Семинар по философской практике и сократическому диалогу Оскара Бренифье и К в пригороде Парижа Аржантей собрал 26 человек из самых разных стран - России, Франции, Голландии, Испании, Италии, Исландии, Норвегии, Хорватии и Тайланда. На семинаре можно было воочию наблюдать особенности разных культур и услышать самые разные варианты английского - ни для одного участника язык, на котором проходил семинар, не был родным. Многие из участников уже посещали подобные семинары прошлой зимой или летом и были знакомы.
Семинар проходил с 18 по 23 февраля по графику почти нон-стоп - с девяти утра и до полдвенадцатого ночи, правда, с перерывами на сон и еду.
Открылся семинар упражнением Оскара Бренифье: каждому участнику было предложено написать мораль суфийской истории про двух героев: Beggar & Owner. И, как это часто бывает, рассказанная притча задала настрой и тематические рамки для всего семинара, к ней мы возвращались еще не раз.
Суфийская притча: Однажды Нищий постучал в дверь Владельца и попросил у него немного хлеба. «Здесь тебе что, булочная?» - ответил Владелец. «Может, тогда ты дашь мне немного фруктов? Я очень голоден» - попросил Нищий. «Разве тут у меня продуктовый магазин?» - был ответ. Тогда Нищий спросил попить воды, но в ответ услышал: «Ты здесь где-нибудь видишь реку?». Наконец, Нищий попросил зайти в дом и отдохнуть. Владелец усмехнулся: «Где ты тут видишь гостиницу?». Тогда Нищий снял штаны и присел прямо на крыльце справлять нужду. «Что ты делаешь?!» - закричал Владелец. «Ну, раз тут ничего нет - это идеальное место, чтобы опорожнить кишечник, я как раз искал такое» - ответил Нищий.
Упражнение по рассмотрению моралей и критических замечаний на морали, как водится с Оскаром, затянулось на несколько часов, и захватило собой весь понедельник и половину вторника. По ходу мы знакомились с особенностями мышления друг друга, с типичными проблемами аргументации и критики, поднимали философские вопросы собственности, чистоты и грязи, различения своего и чужого, постигали тонкости философского английского и основные принципы работы в группе: выбирай того, кто меньше говорил, заявляй о проблеме для всех, говори четко и ясно, по поднятой руке и т.д.
Далее каждый желающий провести workshop заботливо записывался Изабель в тетрадочку и получал полтора два часа в расписании. В результате мы смогли сравнить разные стили ведения, обучиться новым интересным приемам, дать храбрым участникам (некоторые из них делали семинар впервые или после большого перерыва в несколько лет) полезные рекомендации и наблюдения.
Brynhildur, директор школы, провела для нас упражнение о честности. На вопрос «Что такое честность» многие отвечали кардинально противоположно.
Молодая учительница хорватского языка и преподаватель философии для самых маленьких Tina провела свой первый подобный практикум на тему «Что легче: говорить или слушать?». Помимо анализа интересных философских проблем, практикум послужил полезной цели знакомства участников - вначале все разбились по парам и по заданию должны были сначала 3 минуты говорить о себе в режиме монолога, а затем 3 минуты молча слушать своего товарища.
Следующим утром рабочий день открыла Изабель, которая часто работает с детьми, поэтому стиль ее более ясный и простой. Особенно порадовали несколько приемов с использованием пространства и физического взаимодействия с предметами. Практикум начался медитацией. Для тихоговорящих участников предлагалось специальное упражнение - выйти на улицу (где было не так уж и тепло) и через стеклянные двери донести до всех свою мысль. После такой бодрящей прогулки тихо говорить уже не хочется! Слова паразиты, «не знаю», «sometimes» и т.п. торжественно выбрасывались в урну, которая стояла посреди зала. В упражнении хорошо сочетались синтетический и аналитический аспект мышления.
Практикум молодого французского модератора Пьера на тему «Быть послушным - хорошо или плохо?» незаметно перешел в коуч-практикум. Модератор выбрал из желающих себе коучера Алексея, который на глазах изумленных зрителей вскрывал мотивы тех или иных вопросов модератора.
Замечательный практикум провела Ariane, которая раньше работала с детьми. Она предложила нам притчу о петушке, который рылся в навозной куче в поисках червячка, и отверг найденный им прекрасный бриллиант. Вопрос «Что бы выбрал ты: бриллиант или червячка» вызвал интересную дискуссию, которая была направлена модератором на анализ базовых ценностей, которые лежат в основе нашего выбора.
Интереснейший контрастный практикум провела преподаватель философии из Бангкока Chutatip. Мы учились азам буддийской медитации и концентрации, пробовали на практике сосредотачиваться на дыхании и движении ног при ходьбе, а потом обсуждали полученный опыт.
Практикум Жерома был посвящен обсуждению тезиса Лейбница “Freedom of thinking is not to think what you want, it is to not think what you must”. В какой-то момент Жером вывел на роль модератора одного из участников, сам заняв столь любимое им место коуча.
Флорис в своем практикуме попытался организовать философскую работу без центрального вопроса. Каждому предлагалось написать маленькую историю из своего опыта - странную или забавную. В результате мы получили на выбор три истории. От Диего - про толстого кота, застрявшего в кошачьей дверке. От Катерины - про то, как она за 15 минут три раза возвращалась в обувной магазин, каждый раз покупая по одной паре обуви. И от Брингильды - про то, как она собиралась звонить подруги, но сняв трубку обнаружила ее уже на проводе. После уточнения и голосования мы анализировали в чем природа странного и забавного на примере катиной истории.
Упражнение, проведенное русским психологом Ольгой, было необычайно насыщено заданиями и вмещало в себя порядка пяти упражнений, довольно интересно сформулированных, однако из-за очень высокого темпа недостаточно развернувшихся.
В середине недели вместо послеобеденных упражнений мы отправились во французскую школу, где Изабель занимается философской практикой с детьми раз в месяц. Там было проведено два упражнения (Оскаром и Изабель) по анализу сделанного детьми домашнего задания по подбору возражений или аргументов к заданным тезисам. После похода в школу состоялось обсуждение увиденной работы.
Любопытное упражнение провел Оскар на тренировку дисциплины и молчания. Каждый получил две бумажки и говорить мог только дважды, на заданную тему (Все причины имеют следствия, все следствия имеют причины). Паузы между речью участников должны были быть не короче звучавшей речи. Подобное упражнение мы проводили в январе в Никополе, однако его было сложно узнать.
Удивило начало практикума Томаса. Выйдя на «горячую точку» он спел нам поэтический отрывок из Гёте на музыку Шуберта, на непонятном для большинства немецком языке. Далее участники разбились на шесть малых групп и от каждой был задан вопрос, коррелирующий с пережитым опытом. После этого вопросы обсуждались.
На практикуме прекрасной французской учительницы Лоранс мы учились умирать. Метафора умирания очень важна для человека, занимающегося мыслительной деятельностью. Чтобы мыслить - нужно перестать существовать в эмоциях и личностных привязанностях. Логика безлична.
Упражнение Оскара «Аргументация и оценка» было посвящено оцениванию уже готовых аргументов и их «внутренней» критике (когда рассматриваются логические связи и форма аргумента, а не предлагаются другие новые идеи извне, которые могут опровергать его). Хорошая тренировка в объективности и жесткой логике.
Заключительное упражнение, проведенное Оскаром, было посвящено понятию Parricide (Отцеубийство). Оно было особенно забавным ввиду того, что по заданию участникам предлагалось совершить отцеубийство, а среди участников присутствовала юная дочь Оскара Лейла. Довольно много времени ушло на разъяснение буквального и метафорического значения понятия, а далее каждый предложил свою версию того, что такое отцеубийство в метафорическом смысле.
По вечерам после основной программы проводились коуч-консультации, когда один из участников становился клиентом, другой - вопрошающим философом, а Оскар - его коучем. Мне посчастливилось поучаствовать в таком формате в качестве задающего вопросы, что оказалось очень забавным и полезным.
Семинар завершился прекрасным пятничным концертом, где Лейла пела, а итальянская гостья Роберта играла на скрипке, и танцами.