Бобров Ф.Ю. «Основы исследования послойной структуры живописного произведения». Ч.2

Dec 26, 2018 20:30


Джойс Плестерс
«Приготовление и изучение поперечных срезов». 1954 г.
Джойс Плестерс (1927-96) провела свою профессиональную часть жизни в
Научном отделе Национальной галереи, Лондон, став ведущим мировым
специалистом в области технического исследования картин, впервые разработав метод изучения поперечных срезов с помошью микроскопии и аналитических методов.
В 1966 и 1967 она учавствовала в организации лабораторий в Венеции и
Флоренции, консультируя аварийные консервационные работы, предпринимаемые после случившихся наводнений.
Венецианская живопись 16 столетия была основой ее интересов, и, в частности, Д. Плестерс было проведено исследование произведений Тинторетто во время и после их реставрации в церкви Мадонна делл'Орто, Венеция (i).
Основопологающее произведение Д. Плестерс, носящее название «Стратиграфия и химический анализ образцов картин» и поныне, спустя полвека, является основой для изучения данного метода исследования.
Хотя методы живописного построения картины изменялись на протяжении
столетий, существует один обьединяющий принцип, предполагающий
рассмотрение картины как последовательности слоев, накладывающихся друг на друга.
Данная последовательность включает:
1- основу (стена, металл, доска или холст);
2-грунт - специальную подготовку, наносимую на основу для создания
необходимой поверхности для живописи;
3-красочный слой (собственно, живопись), который может, в свою очередь,
состоять из нескольких слоев,
4- защитное покрытие, или лак.
Очевидно, что подобное разделение проблематично выполнить непосредственно
на картине.
Даже если есть крупные трещины, или лакуны, края которых хорошо видны, их поверхность будет перпендикулярна плоскости фокуса микроскопа, двигающегося параллельно поверхности картины.
Как правило, необходимо отделить минимально возможный фрагмент краски,
чтобы изучить его отдельно, с использованием микроскопа.
Разумеется, отбор проб возможен только тогда, когда взятие проб не ухудшит
состояния картины.
Миниатюрные фрагменты живописи - обычно не больше миллиметра -
отделяются с краев произведения, или области существующих утрат.
Взятие образцов поручается реставратору, чье мастерство позволяет аккуратно
отделить миниатюрный фрагмент, используя острый (глазной) скальпель, работая под бинокулярным микроскопом с небольшим увеличением.
Образцы отбираются только при наличии необходимости обеспечить
реставратора информацией о структуре, последовательности, или состоянии слоев живописи.
Для правильного микроскопического исследования структуры слоев фрагмент
(проба) должен быть закреплен каким либо способом, а его поверхность
подготовлена для приготовления среза.
Разработка методики была впервые проведена профессором Laurie в 1914 году, и сотрудниками Художественного музея Фога, Гарвардский университет, в 1930-х, использовавших микрокристаллический парафин в качестве фиксирующего состава.
Чаще встречается метод с использованием метилметакрилатной смолы, описанный Lefeve and Sneyers [1].
После многочисленных экспеиментов, проведенных Национальной галереей, для использования в качестве фиксирующего пробу материала была выбрана
полиэстровая смола, имеющая торговую марку “Marco Resin S.B.26C," широко
применяемая в музейной практике для фиксации образцов относительно большого размера. (Сходные смолы, имеющие торговые марки «Ceemar Resin», and “Beetle Resin 4116», также тестировались в качестве альтернативных материалов).
Преимущества полиэстровой смолы перед другими материалами могут быть
характеризованы следующим образом:
Полиэстровая смола высыхает при комнатной температуре, исключая даже
теоретическую возможность повреждения (или видоизменения) образца под
воздействием тепла;
Полимер представляет собой текучую жидкость, хорошо проникающую в
структуру образца, и позволяющую пузырькам воздуха легко выходить на
поверхность;
Смола обладает прозрачностю, близкой к водной, и имеет коэффициент
преломления, близкий к Канадскому бальзаму;
В затвердевшем состоянии смола инертна к кислотам и щелочам, а также к
большинству органических растворителей (за исключением продолжительного воздействия).
Способ фиксации пробы для последующего приготовления прост. Смола (в
которую добавляется отвердитель или ускоритель высыхания в соответствии с
инструкцией изготовителя) вливается в литейную форму до половины.
Наилучшим материалом для изготовления формы является полиэтилен.
Смола при комнатной температуре затвердевает в течение двух часов, образуя
лишь слегка липкую поверхность, однако, при необходимости, процесс высыхания может быть ускорен нагреванием образца до 40° C.
Фрагмент живописи располагается в центре блока смолы, поверхность краски
должна быть параллельна основанию литьевой формы, которая затем заполняется жидким компаундом и затвердевает при комнатной температуре.
После высыхания блок смолы легко извлекается из формы, так как
полиэстровая смола не прилипает к полиэтилену.
Кубик смолы (с пробой краски внутри) переворачивается на бок, и шлифуется
на шершавом стекле или наждачной бумаге, пока поверхности не станут ровными и параллельными.
Фрагмент живописи становится видимым через прозрачную смолу, и
шлифовка продолжается по направлению к центру блока, достигая фрагмента
живописи. В процессе шлифовки может использоваться вода.
Когда достигается поверхность фрагмента живописи, переходят на шлифовальную бумагу более мелкого зерна, а окончательная полировка выполняется на шлифовальном круге с использованием суспензии алюминиевой пыли в уайтспирите.
На финальной стадии шлифовки поверхность образца должна периодически
рассматриваться под микроскопом, при этом поверхность удобно смачивать
керосином для уменьшения отражения света.
Если образец должен быть закреплен постоянно, то жидкая смола капается на
поверхность фрагмента живописи, сверху помещается предметное стекло с
незначительным нажатием - по технологии, используемой при работе с канадским бальзамом.
Если предполагается использовать метод «темного поля», который особенно
эффективен при изучении бледных красок, то блок смолы (с препаратом внутри) может быть обклеен черным пластилином, или, что более удобно, оклеен черной клейкой лентой.
Поперечные срезы изучаются в отраженном свете с использованием относительно низкого увеличения (30х-150х), используя максимально белый свет для недопущения цветовых искажений.
При необходимости, толщина слоев может быть измерена с использованием
калиброванного окуляра.
Вид слоев при увеличении обычно дает представление о природе и типе
использованных пигментов.
Обычно данные выводы подтверждаются после микро-химического изучения
образцов, взятых с тех же участков, с которых брались пробы для выполнения
поперечных срезов.

Previous post Next post
Up