Бобров Ф.Ю. «Основы исследования послойной структуры живописного произведения». Ч.1

Dec 26, 2018 21:00


Бобров Ф.Ю.
«Основы исследования послойной структуры живописного произведения.
Методика Д. Плестерс».

Институт имени И. Е. Репина при РАХ,
реставратор I категории, Профессор (и.о.), кандидат искусствоведения.
Санкт-Петербург, Университетская наб. 17, 199034
philippbobrov@gmail.com

Аннотация:
Статья посвящена методу изучения поперечных срезов, разработанному
английским исследователем живописи Джойс Плестерс, впервые опубликованному в 1954 г. Метод Плестерс по изучению послойной структуры произведения с использованием оптического микроскопа не претерпел принципиальных изменений с момента внедрения, оставаясь фундаментальной основой изучения поперечных срезов. Ссылки на публикацию Д. Плестерс встречаются в справочном
аппарате немногочисленных отечественных авторов, касавшихся изучения
поперечных срезов, однако полный перевод этого основополагающего
исследования, выполненный профессором кафедры реставрации живописи
института имени И.Е. Репина Бобровым Ф.Ю, публикуется впервые.

Ключевые слова:
«изучение поперечных срезов, стратиграфия, перевод, Джойс Плестерс, послойная структура»

Key words:
“study of crossections, stratigraphy, translation, Joyce Plesters, layered structure”

Summary:
Translation to Russian language Joyce Plesters article “The preparation and study of paint cross-sections”, world’s best known art researcher and inventor of modern crossection investigation method.

Опубликовано: Научные труды. Выпуск 46. Художественное образование. Сохранение культурного наследия. Спб. Июль-сентябрь 2018. Стр. 267.



Изучение поперечных срезов представляет собой один из наиболее наглядных, эффективных, и при этом технически доступных способов исследования структуры произведения искусства. Происходя из науки геологии, и будучи адаптирован для нужд изучения произведений живописи, данный метод с середины ХХ века занял место среди обязательных исследований, проводимых перед началом любого сколько-нибудь крупного проекта реставрации. Относительная техническая несложность делает методику изучения поперечных срезов доступной
работающему реставратору - практику, давая возможность получить необходимую аналитическую информацию о структуре произведения без значительных затрат времени, с которыми обычно связано проведение исследований в сторонних организациях. Опыт реставрационных работ, в том числе проводимых в рамках учебного процесса в мастерской реставрации института имени И.Е. Репина, показывает, что предварительно проведённое изучение поперечного среза качественно детализирует представление о памятнике, а также позволяет уточнить объем и характер требующихся реставрационных работ, в особенности предстоящего раскрытия авторской живописи от позднейших наслоений.
Методика, разработанная и описанная английским исследователем Д. Плестерс, впервые переведенная на русский язык, является основой, заложившей принципиальный фундамент метода изучения поперечных срезов, остающегося неизменным и по сей день. Определенные в работе дальнейшие направления развития методики нашли свое подтверждение с применением современного оборудования, сделав возможным изучение послойной структуры произведения не только визуально, и посредством химического анализа, но и с применением ИК спектроскопии.
Выполненное на приемлемом техническом уровне, исследование поперечных
срезов позволяет сравнительно изучать образцы, привлекая в качестве эталонной базы широкий спектр ранее выполненных исследований, в том числе и зарубежных, поскольку оптическое изучение среза, в отличие от применения постоянно развивающихся приборов на основе оптического преобразования спектра, не требует использования оборудования, находящегося на переднем крае технического прогресса, делая достаточным использование классического оптического микроскопа.
Статья Плестерс, увидевшая свет в 1954, и не утратившая актуальность по
сегодняшний день, снабжена иллюстрациями, представляющими собой
аналитическую графику. Для наглядности, и понимания информативно-визуальных возможностей метода, статья сопровождается фотографиями поперечных срезов, выполненными в исследовательской лаборатории при кафедре реставрации станковой живописи института имени И.Е. Репина.

Перевод выполнен по:
Joyce Plesters “The preparation and study of paint cross-sections”. 1954.
Issues in conservation of paintings. Getty Publications, 2004.

Previous post Next post
Up