Подходы в изучении современного искусства
Прикладная история искусств, также как и изучение источников художественных технологий, направлена не только на историческую художественную технику, но и, во всё большей мере, на изучение современного художника за работой. Правильный алгоритм принятия решений в процессе реставрации 18 картин Марка Ротко, выполненных для часовни Ротко в Хьюстоне (Техас, США), был показан Кэролом Манцучи-Унгаро (Carol Mancusi-Ungaro), директором отдела консервации Музея американского искусства Уитни (Нью-Йорк) (см.: ил. 5. - Ф. Б.). Ротко написал картины в 1964-1967 гг., а в 1979 г. Манцучи-Унгаро должен был обследовать побеление, которое повредило темно-пурпурные и черные краски. В отсутствии каких-либо документов, касающихся создания картин, удалось отыскать одного из помощников Ротко - Рэя Келли, чьи записи об использованных Ротко методах оказались ключевыми для выполнения научного анализа
42. Наряду с воспоминаниями очевидцев, записки и интервью художника, а также другие документы, например отчеты мануфактур, могут дать необходимый материал для проведения предреставрационного исследования, и являются существенными для прикладного искусствоведения
43.
В последние годы изучение современных материалов и техник, образующих крайне сложный комплекс порой нестабильных, изменчивых материалов, а зачастую включающих и совсем специфические элементы (компьютеры, другие мультимедиа), - значительно расширило диапазон применения прикладного искусствоведения. Понятие аутентичности в таких случаях становится особенно сложно определяемо, учитывая возможность переделки, переустановки и точного воспроизведения всего произведения либо отдельных его частей. Современному определению аутентичности как составного и многокомпонентного понятия был посвящен международный симпозиум «Искусство, реставрация и подлинность: материалы, концепции, содержание», организованный искусствоведческим отделом Университета Глазго в 2007 г. Общепринятое определение «подлинности состояния объекта через его материальную составляющую, рассматриваемую вместе с происходящими временными изменениями»
44, становится все менее актуально при работе с произведением современного искусства. В современной художественной практике возможно использование необычных материалов, а также включение в контекст произведения событий, действий и других составляющих, нехарактерных для традиционного произведения искусства. Многочисленные дискуссии показывают, что общепринятый взгляд на аутентичность, предполагающий четкое разделение художественных методов на исторические и современные и такое же деление консервационных методик, имеет все больше альтернатив. Совмещение двух подходов в рамках одного обсуждения дало возможность объединить теорию и практику из двух разных областей.
Аутентичность часто связывают с особенностями создания произведения искусства, исторического контекста, в котором создавалось произведение, и места его создания. Последнее часто остается невыясненным для давно созданных произведений, а для современных произведений место создания является неотъемлемой частью произведения. В программном выступлении на конференции в Глазго Кристиан Шейдеманн, консерватор (реставратор) современного искусства, описал противоречие при переносе художественной инсталляции Ричарда Серры «Наклонная арка» (1981-1988) из ее первоначального расположения на Федерал-плаза в Нью-Йорке на парковку в Бруклине. Подобный перенос вынудил художника констатировать, что «перенос „Наклонной арки“ - это ее уничтожение»
45. Шейдеманн говорит об ответственности реставратора «по отношению к единству произведения, мы должны быть внимательны ко всем его граням: его концепции, физическим материалам, историческому и культурному значению»
46.
Заключение
Данная статья рассматривает некоторые ключевые составляющие, образующие область прикладного искусствоведения, цель которого - комплексное понимание физического объекта через определение создающих его материалов, их выбора и технологии использования, а также исторического контекста, в котором и для которого произведение создавалось, его смысловое значение и современное восприятие. Образно говоря, прикладное искусствоведение является сложным процессом деконструкции: материализованный код анализируется и декомпилируется. Однако в более широком смысле оно затрагивает все аспекты художественного процесса от производства и торговли пигментами до рембрандтовской своеобразной техники и использования готовых предметов Дюшамом: «Оно признает и ценит художника и акт его творения»
47.
В своем вступлении к труду «Материалы и техники средневековых картин» Даниэль Томсон отмечает, что стиль и техника близко связаны, и указывает на взаимосвязь понимания материалов и техник при углубленном изучении искусства: «Я установил… что стиль и техника неразделимы, и только вникнув во все подробности художественной кухни можно в полной мере осмыслить и понять приготовленные блюда»
48. Действительно, прикладная история искусств - это история изготовления и значения любого произведения искусства, история материалов и техник, использованных художником, история их выживания с той или иной степенью претерпеваемых изменений и повреждений во времени. Технико-искусствоведческое исследование физического объекта и окружающей его материальной культуры становится инструментом для создания жизнеописания произведения искусства, с помощью искусствоведческих и научно-технологических источников в полной мере раскрывая авторский замысел, делая понимание «конечного продукта» еще более осознанным и привлекательным.
Примечания
1Muñoz-Viñas, Salvador. Beyond authenticity // Art Conservation and Authenticities: Material, Concept, Context / eds. Erma Hermens and Tina Fiske. London, 2009. Р. 33-39. (Р. 36)
2Hogarth, William. Analysis of Beauty. London: рrinted by J. Reeves for the Author, MDCCLIII. - Ф. Б.
3Addison, Joseph. A Dream of Painters (1711) // J. Addison. Essays by Joseph Addison I. / еd. by Sir James Frazer. London, 1915. Р. 291-295. О дискуссиях вокруг патины см.: Starn, Randolf. Three Ages of “Patina” in Painting // Representations. 2002. 78. P. 86-115.
4Hogarth, William. The Analysis of Beauty (1753) / ed. Joseph Burke. Oxford, 1955. Р. 132-133.
5Hogarth. The Analysis of Beauty. Р. 130.
6О дальнейшей дискуссии по тонированным лакам см.: Gombrich, Ernst. Dark Varnishes: Variations on a Theme by Pliny // Burlington Magazine. 1962. 104 (707). Р. 51-55. Перепечатано в: Issues in the Conservation of Paintings / eds. by David Bomford and Mark Leonard. Los Angeles, 2005. Р. 505-518.
7The Diary of Joseph Farington: in 16 vols. / ed. Kathryn Cave. London; New Haven, CT, 1978-1984. 18 Jan. 1797.
8Подробное описание также см.: Cage, John. Colour and Meaning: Art, Science and Symbolism. London, 2000. Р. 153-161.
9Cage. Colour and Meaning. Р. 153.
10Ruskin, John. The Accumulation and Distribution of Art. II (Manchester, 1867) // Ruskin J. A Joy Forever. London, 1901. Р. 101.
11Обзор научных исследований XVIII и XIX вв. см.: Nadolny, Jilleen. The First Century of Published Scientific Analyses of the Materials of Historical Painting and Polychromy, circa 1780-1880 // Reviews in Conservation. 2003. 4. Р. 39-51.
12Bomford, David. The Conservator as Narrator: Changing Perspectives in the Conservation of Paintings // Personal Viewpoints: Thoughts about Paintings Conservation / еd. by Mark Leonard. Los Angeles, 2004. Р. 12.
13Ainsworth, Marian W. From Connoisseurship to Technical History: The Evolution of the Interdisciplinary Study of Art // Getty Newsletter. 2005. 20.1. Р. 4-10.
14См.: Burroughs, Alan. Art Criticism from a Laboratory. Boston, MA, 1938.
15Asperen de Boer, Johann R. J. van. Infrared Reflectography: a Method for the Examination of Paintings // Applied Optics. 1968. 7. Р. 1711-1714.
16Ключевые работы: Plesters, Joyce. The Preparation and Study of Paint Cross-Sections // The Museum Journal. 1954. 54.4. Р. 97-101; Plesters J. Cross-Sections and Chemical Analysis of Paint Samples // Studies in Conservation. 1956. 2.3. Р. 110-57 (перевод на рус. яз. с комментарием: Бобров Ф. Ю. Основы исследования послойной структуры живописного произведения. Методика Джойс Плестерс // Научные труды. Вып. 46: Художественное образование. Сохранение культурного наследия. СПб.: Ин-т им. Репина, 2018. С. 267-273. - Ф. Б.).
17 Berenson, Bernard. Rudiments of Connoiseurship: Study and Criticism of Italian Art. New York, 1962 (впервые опубл. в 1902).
18Berenson. Foreword // Daniel V. Thomson. The Materials and Techniques of Medieval Painting. London, 1956. Р. 7 (впервые опубл. в 1936).
19Wetering, Ernst van de; Broekhof, Paul. New directions in the Rembrandt Research Project. Part I: the 1642 self-portrait in the Royal Collection // The Burlington Magazine. 1996. 138. March. Р. 174. В статье обсуждаются противоречия, связанные с атрибутированием и переатрибутированием «Автопортрета в широкополой шляпе» (1642) Рембрандта в Королевской коллекции (Великобритания).
20Wetering, Broekhoff. New directions... Р. 174.
21Wetering, Ernst van de. Connoisseurship and Rembrand’s Paintings: New Directions in the Rembrandt Research Project II // The Burlington Magazine. 2008. 150. Febr. Р. 90.
22Brealey, John. Who Needs a Conservator? // Training in Conservation: A Symposium on the Occasion of the Dedication of the Stephen Chan House / еd. by Norbert S. Baer. New York, 1983. Цит. по: Issues in the Conservation of Painting / eds. David Bomford and Mark Leonard. Los Angeles, 2004. Р. 118.
23Brealey. Who Needs a Conservator? P. 123.
24 См., например: Ainsworth, Maryan W.; Brealey, John; Haverkamp-Begeman, Egbert; Meyers, Pieter. Art and Autoradiograph: Insights into the Genesis of Paintings by Rembrandt, Van Dyck and Vermeer. New York, 1982.
25См., например: Bomford, David; Dunkerton, Jill; Gordon, Dillian; Roy, Ashok; Kirby, Jo. Art in the Making: Italian Painting before 1400. London, 1989; Billinge, Rachel; Campbell, Lorne; Dunkerton, Jill; Foister, Susan; Kirby, Jo; Plazzotta, Carol; Roy, Ashok; Sping, Marika. Art in the Making: Underdrawings in Renaissance Paintings / ed. David Bomford. London, 2002; Bomford, David; Kirby, Jo; Roy, Ashok; Rüger, Axel; White, Raymond. Art in the Making: Rembrand. London, 2007; Brown, Christopher. Making and Meaning: Rubens’ Landscapes. London, 1998; Foister, Susan; Roy, Ashok; Wyld, Martin. Making and Meaning: Holbein’s Ambassadors. London, 1998.
26Выдержки из «Технического бюллетеня» будут представлены онлайн с 2010 г., что сделает примеры междисциплинарного подхода более доступными. (В настоящее время - на сайте Национальной галереи:
https://www.nationalgallery.org.uk/technical-bulletin. - Ф. Б.)
27Carlyle, Lesley. Design, Technique and Execution: The Dichotomy between Theory and Craft in Nineteenth Century British Instruction Manuals on Oil Painting // Looking through Paintings: The Study of Painting Techniques and Materials in Support of Art Historical Research / еds. Erma Hermens, Annemiek Ouwerkerk, and Nicola Costaras. London; Baarn, 1998. Р. 26.
28Clarke, Mark. Asymptotically Approaching the Past: Historiography and Critical Use of Sources in Art Technological Source Research / /Art Technology: Sources and Methods: Proceedings of the Second Symposium of Art Technological Source Research Study Group, Madrid 2007 / eds. Stefanos Kroustallis, Joyce H. Townsend, Elena Cenalmor Bruquetas, Ad Stijnman, and Margarita San Andres Moya. London, 2008. Р. 20.
29Kirby, Jo. Towards a new discipline? // Art Technology / eds. Kroustallis, Townsend, Bruquetas, Stijnman, San Andres Moya. Р. 7-15.
30Vasari, Giorgio. Lives of the Painters, Sculptors, and Architects. Vol. I. / trans. Gaston du C. de Vere. New York, 1996. P. 424-429 (русский перевод см.:
http://facetia.ru/node/1303 (дата обращения: 25.07.2019). - Ф. Б.).
31Nadolny, Jilleen. A Problem of Methodology: Merrifield, Eastlake and the Use of Oil-based Media by Medieval English Painters // ICOM 14th Triennial Meeting, The Hague: 12-16 Sept. 2005/ еd. Isabelle Verger. London, 2005. Р. 1028.
32Raspe, Rudolf E. A Critical Essay on Oil Painting, proving that the Art of Painting in Oil was known before the pretended Discovery of John and Hubert van Eyck; to which are added, Theophilus De Arte Pingendi. London, 1781.
33Цит. по: Nadolny J. A Problem of Metodology… P. 1029. (Полный текст см.: Smith, John Tomas. Antiquities of the City of Westminster; the Old Palace; St Stephen’s Chapel (now the House of Commons). &c. &c. London, 1807. - Ф. Б.)
34Подробнее об исследовательских экспериментах см.: Nadolny J. A Problem of Methodology…
35Cennini, Cennino. A Treatise on Painting, with an Introduction and Notes by Signor Tambroni / trans. Mary Philadelphia Merrifijield. London, 1844.
36Cennini. A Treatise on Painting. Р. xxvii ff.
37Merrifijield, Mary M. Original Treatises, Dating from the XIIth to the XVIIIth Centuries on the Arts of Painting. New York, 1999. Р. v. (впервые опубл. в 1849).
38Coremans, Paul; Lavalleye, Jacques; Bouchery, Herman. Les Primitifs flamands, III. Contributions à l’étude des Primitifs flamands, 2. L’Agneau Mystique au laboratoire: Examen et traitement. Antwerp, 1953.
39Thompson, Daniel V. The Craftsman’s Handbook: Il Libro dell’Arte by Cennino d’Andrea Cennini. New Haven, CT, 1933. См. также обзор средневековых трактатов в: Clarke, Mark. The Art of All Colours: Mediaeval Recipe Books for Painters and Illuminators. London, 2001.
40Опубликованы три тома материалов симпозиумов ATSR: Art of the Past: Sources and Reconstruction. Proceedings of the First Symposium of the Art Technological Source Research Study Group, Amsterdam 2004 / еds. Mark Clarke, Joyce H. Townsend, and Ad Stijnman, London, 2005; Kroustallis, Stefanos; Townsend, Joyce H.; Cenalmor Bruquetas, Elena; Stijnman, Ad; San Andres Moya, Margarita. Art Technology; Sources and Serendipity: Testimonies of Artists’ Practice: Proceedings of the Third Symposium of the Art Technological Source Research Working Group, Glasgow 2008 / eds. Erma Hermens and Joyce H. Townsend. London, 2009.
41Bucklow, Spike. “Impossible Recipes”// Sources and Serendipity / еds. Hermens and Townsend. Р. 18-22.
42Mancusi-Ungaro, Carol. Embracing Humility in the Shadow of the Artist // Personal Viewpoints: Thoughts about Paintings Conservation / еd. Mark Leonard. Los Angeles, 2003. Р. 85.
43См. среди прочих: Hummelen, Ijsbrand; Sillé, Dionne. Modern Art: Who Cares. Amsterdam, 1999.
44Foreword // Art, Conservation and Authenticities /eds. Erma Hermens and Tina Fiske. London, 2010. Р. ix.
45См.: The Destruction of ‘Tilted Arc’: Documents / eds. Martha Buskirk, Clara Weyergraf-Serra. Cambridge, MA; London, 1990. Р. 67.
46Scheidemann, Christian. Authenticity: How to get there? // Art, Conservation and Authenticities / eds. Hermens and Fiske. Р. 3-12.
47Bomford, David. Introduction // Looking through Paintings / eds. Hermens, Ouwerkerk, and Costaras. Р. 12.
48Thompson. The Craftsman’s Handbook. Р. 9.