Бобров Ф. Ю. "Реставрация как синтез науки и ремесла". Ч. 5

Oct 01, 2021 06:00

Публикация Эрмы Херменс представляется необыкновенно актуальной именно сейчас, когда в отечественной науке об искусстве, с заметным отставанием, развивается методология междисциплинарного исследования произведений искусства именно в той многогранной полноте, о которой говорит автор статьи. К сожалению, недостаток современного лабораторного оборудования, отсутствие квалифицированных научных кадров в этой области гуманитарной науки, недостаток профессионального образования реставраторов замедлили становление прикладной истории искусств как целостной научной методологии в нашей стране. При этом технико-технологические исследования памятников искусства были начаты еще в первой четверти XX в. в Институте археологической технологии Государственной академии истории материальной культуры (ГАИМК), практически одновременно, и даже раньше опытов Поля Кореманса [4]. Отдельные публикации по изучению технико-технологической структуры произведений искусства, как правило, существуют отдельно от традиционных искусствоведческих исследований. Лишь в области истории древнерусского искусства Г. И. Вздорновым был проделан труд по обобщению опыта реставрации и науки [2; 3]. Реставрационные исследования последних лет в лаборатории реставрации живописи Государственного Эрмитажа картин Рогира ван дер Вейдена, Караваджо, Гуго ван дер Гуса дают надежду на то, что методология прикладной истории искусства станет фундаментом искусствознания.





2а. Вседержитель с предстоящими и припадающими вологодскими святыми на полях. XVII в. Вологодский госудрственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник.
До реставрации

2б. Вседержитель с предстоящими и припадающими вологодскими святыми на полях. Раскрытие живописи от потемневшей олифы
(руководитель Ф. Ю. Бобров, реставратор М. Ульянова, 2018 г.)



3. Церковь Воскресения Христова в Екатерининском дворце
Царское Село. Поперечный срез колеровки стен (по методике Дж. Плестерс),
демонстрирующий очередность слоев, относящихся к бытованию интерьера
разных периодов: L1 и L2 - первоначальная отделка стен, имитировавшая искусственный мрамор.
Архитектор А. В. Квасов, руководство работами - С. И. Чевакинский;
L3 и L4 - ремонт 1820-х под руководством В. И. Стасова;
L5 - ремонт 1863 г. под руководством архитектора А. Ф. Видова;
L6 - ремонт 1950-х



4. Экспериментальный вид исследований. Доклад профессора
Жан-Поля Гилле (Jean-Paul Guille, Университет Бордо)
об изучении живописи с использованием терагерцового диапазона.
Кафедра реставрации живописи. Институт имени И. Е. Репина. 2019



5. Интерьер часовни с картинами Марка Ротко. 1964-1967
Хьюстон, Техас, США

Новые подходы в исследовании артефактов требуют и более высокого уровня подготовки реставратора-исследователя. Он должен быть не только профессиональным мастером, овладевшим прикладной техникой выполнения стандартных консервационно-реставрационных операций общего профиля, что далеко не всегда учитывает тонкости художественного строя произведения и его исторический контекст. Современный реставратор как специалист в области «прикладной истории искусств» становится интермедиальной фигурой. Он должен обладать знаниями и умениями искусствоведа, вести архивную и научно-изыскательскую работу, проводить и, что более важно, уметь интерпретировать и ответственно, критически осмысливать результаты прикладных научных исследований, владеть технологией консервации произведения, выстраивать историю ранее выполненных вмешательств и обоснованно планировать необходимость предпринимаемых действий. Существенной частью новой междисциплинарной специальности является знание истории развития технологий искусства, реставрации и применяемых материалов.
БИБЛИОГРАФИЯ

1. Бобров Ф. Ю. Основы исследования послойной структуры живописного произведения. Методика Джойс Плестерс // Научные труды. Вып. 46: Художественное образование. Сохранение культурного наследия. СПб. : Ин-т им. Репина, 2018. С. 267-273.

2. Вздорнов Г. И. История открытия и изучения русской средневековой живописи. XIX век. М. : Искусство, 1986.

3. Вздорнов Г. И. Реставрация и наука : Очерки по истории открытия и изучения древнерусской живописи. М. : Индрик, 2006.

4. Coremans P., Lavalleye J., Bouchery H. Les Primitifs flamands, III. Contributions a l’etude des Primitifs flamands, 2. L’Agneau Mystique au laboratoire: Examen et traitement. Antwerp : Publ. by De Sikkel, 1953 (London, 2005).

5. Kroustallis S., et al. Art Technology; Sources and Serendipity: Testimonies of Artists’ Practice: Proceedings of the Third Symposium of the Art Technological Source Research Working Group, Glasgow 2008 / eds. E. Hermens, J. H. Townsend. London : Archetype, 2009.

6. Muñoz-Viñas S. Beyond authenticity // Art Conservation and Authenticities: Material, Concept, Context / ed. E. Hermens, T. Fiske. London : Archetype Books, 2009. Р. 33-39.
Previous post Next post
Up