БОБРОВ Ф. Ю. "РЕСТАВРАЦИЯ КАК СИНТЕЗ НАУКИ И РЕМЕСЛА" Ч.1

Oct 01, 2021 23:03

БОБРОВ Ф. Ю. РЕСТАВРАЦИЯ КАК СИНТЕЗ НАУКИ И РЕМЕСЛА

Аннотация: Cтатья посвящена развитию новой междисциплинарной науки - прикладной истории искусств, объединяющей историю искусств, прикладную науку и консервацию. Автор предлагает отечественному читателю перевод и свои комментарии к публикации Эрмы Херменс «Прикладная история искусства: синергия искусства, консервации и науки» в сборнике «История искусства и визуальные исследования в Европе» (ред. М. Бромли и др. Лейден; Бостон, 2012). Ее статья дает обзор становления технической (прикладной) истории искусства от своего начала до последних исследований, а также рассматривает перспективы развития этого направления в свете увеличения объема научных данных. Следствием же является неизбежность изменений в реставрационном образовании. Новая образовательная модель должна включать методологии искусствоведения, гуманитарных и естественных наук, как и художественное мастерство и умение. Она также должна включать и другие дисциплины - экономику, историю, антропологию и эстетику.

Ключевые слова: прикладная история искусства,междисциплинарное исследование,Эрма Херменс,консервация,реставрация,образование
CONSERVATION-RESTORATION AS SYNERGY OF SCIENCE AND CRAFT

Annotation: Article is dedicated to the aspects of the new interdisciplinary science as technical history of art, merging art history, science and conservation. The author offers to the Russian reader his comments and the translation of Erma Hermens’ publication “Technical Art History: A Synergy of Art, Conservation and Science” in “Art History and Visual Studies in Europe”. Eds. by M. Rampley et al. (Leiden; Boston, 2012). Her article observes development of technical history of art from its beginning up to recent researches as well as its perspectives caused by increasing of scientific data. That makes a strong impact to the development of the conservation education. New educational model should include methodology of art history, natural science and humanities as well as art skill and craft. It also involves other disciplines such as economic and social history, anthropo­logy and aesthetics.

Keywords: technical history of art,interdisciplinary science,Erma Hermens,conservation,education

Во второй половине ХХ в. развитие междисциплинарных наук, предполагающих сотрудничество специалистов разных научных дисциплин с общей научной целью, становится особенно интенсивным. Формирование научного подхода к реставрации делает насущно необходимым выстраивать новую модель реставрационного образования, в которой соединяются методологии естественных и гуманитарных наук в отношении произведений искусства. В последние десятилетия все больше выявляется взаимозависимость искусствознания и консервации-реставрации. Эти смежные дисциплины объединяет общий объект исследования, но разделяет различие предмета исследования. Современная консервация-реставрация, в результате, становится своеобразной формой практического, или прикладного, искусствознания.

Таким образом, делается попытка преодолеть постоянно сужа­ющуюся специализацию современного знания и его неизбежную фрагментацию. Термин «междисциплинарность» возникает в 30-е гг. ХХ в. в США, когда запускается программа выдачи стипендий для исследований, комбинирующих достижения двух и более наук. Не существует, тем не менее, какой-либо выработанной формулы, универсального правила формирования эффективного междисциплинарного исследования, применимых к ситуациям в науке, требующим комплексного подхода в решении. Особенность междисциплинарности состоит в том, что ее каждый раз нужно конструировать заново, перекраивая границы сложившихся дисциплин, создавая специальный научный комплекс познания, призванный решать определенный круг поставленных задач.

Принято разделение научной деятельности на теоретическую и прикладную. Однако почти всегда этот раздел достаточно условный и зачастую проходит по области одной дисциплины (например, прикладная и теоретическая математика). В области гуманитарных наук также наблюдается развитие междисциплинарности - археологи работают в сотрудничестве с учеными, представляющими естественные науки, появляются «цифровые», «экологические» и т. п. гуманитарные дисциплины.

Искусствознание долгий период своего развития придавало мало значения материи произведения искусства, будучи сосредоточенным на истолковании образной и сюжетной сторон. И лишь немногие обращали внимание на то, что внешний облик произведения нередко обманчив. История искусств не может обойтись без выявления в произведении подлинного первоначального и позднего, «привнесенного» временем или преднамеренным вмешательством в материальную и образную структуру произведения. В наше время истолкование, трактовка образа как инструменты искусствоведческого исследования все более нуждаются в данных инструментального анализа и реставрационной диагностики. Консервация-реставрация становится неотъемлемой частью этого сложного процесса изучения и понимания культурного наследия. Наряду с традиционной методологией искусствоведения сложилась параллельная научная дисциплина, которую условно можно назвать прикладным, или практическим, искусствознанием, основанным, прежде всего, на инструментальном исследовании объекта, признаваемого культурной ценностью.



1. У. Хогарт. Время коптит картину. 1753

Этический кодекс Европейской конфедерации организаций консерваторов-реставраторов (E.C.C.O.) определяет профессию реставратора, основываясь на отличиях от смежных видов деятельности: «консерватор-реставратор не является ни художником, ни ремесленником. Консерватор-реставратор занят сохранением культурного достояния, тогда как художник или ремесленник создает новые объекты». В компетенцию реставратора, наряду с практическим реставрационным вмешательством, входит «диагностическая экспертиза», включающая «идентификацию, определение состава и состояния культурной ценности» [6, р. 36]. Это определение, ставшее общепризнанным в наши дни, закрепляет понимание консервации-реставрации как междисциплинарной деятельности. Сравнение с художником и ремесленником выявляет специфику творческой составляющей профессии. Реставратор, чтобы иметь возможность выполнять свою миссию, должен качественно отличаться от бытующего ныне типа профессионального ремесленника, в совершенстве овладевшего прикладной техникой выполнения стандартных операций, не всегда учитывающей тонкости строения произведения и роли исторически внесенных изменений. Специалист в области «прикладного искусствоведения» должен обладать знаниями и умениями искусствоведа, вести архивную и научно-изыскательскую работу, проводить и, что более важно, уметь интерпретировать и ответственно, критически осмысливать результаты прикладных научных исследований, владеть технологией консервации произведения, выстраивать историю ранее выполненных вмешательств и обоснованно планировать необходимость предпринимаемых действий. Существенной частью новой междисциплинарной специальности является владение историей развития технологий живописи, реставрации и применяемых материалов. Однако формирование научного подхода к реставрации и ее методологии делает насущным выявление особенностей применения методологий естественных и гуманитарных наук в отношении произведений искусства [1].

В последние десятилетия все больше выявляется специфика консервации-реставрации в отношении искусствознания. Значение «прикладной истории искусств» становится все более актуальным. Истории формирования этой новой дисциплины посвящена публикация профессора прикладной истории искусств Эрмы Херменс (Erma Hermens, Rijksmuseum, Amsterdam University). Статья Э. Херменс, предлагаемая нами в русском переводе, основана на ее опыте практической работы в отделе реставрации Художественного музея Амстердама (Rijksmuseum). В статье автор рассматривает историю зарождения и развития новой междисциплинарной науки «прикладного искусствоведения», объединяющей классическое искусствознание, естественно-научные виды исследования объекта и реставрацию, обретающую (по крайней мере, в теоретической части дисциплины) статус науки. В рамках настоящей статьи мы имеем возможность познакомиться с направлением, которое в отечест­венной практике принято называть «научной реставрацией».

Перевод статьи осуществлен по изданию: Hermens, Erma. Technical Art History: The Synergy of Art, Conservation and Science // Art History and Visual Studies in Europe / eds. M. Rampley et al. Leiden; Boston: Brill, 2012. P. 151-166 (© 2012 Koninklijke Brill NV 978 90 04 21877 2).
Previous post Next post
Up