[1] А.Б. Алешин «Реставрация станковой масляной живописи в России. Развитие принципов и методов». Гл. «Первая половина XIX в». 1989.
[2]
А.и Б. Стругацкие. Собрание сочинений в 10 томах. Т.6 стр.28)
[3] Бобров Ф. Ю. Негативные аспекты метода Петтенкофера. Исследование Сибиллы Шмитт // Научные труды. Вып. 42. Художественное образование. Сохранение культурного наследия. Июль/сентябрь. 2017 : Сб. статей / Науч. ред. Могилевцев В.А., Песиков В.С., сост. Чувин А.В., Елизарова Е.М.. СПб. : Ин-т имени И.Е.Репина, 2017. 260 с. C. 188-210.).
[4] Бобров Ф.Ю. «Реставрация как синтез науки и ремесла». Институт им. И.Е. Репина. Научные труды. Вопросы художественного образования. Сохранение культурного наследия. Вып.50. 2019. Стр. 210.
[5] Caroline Keck. A plea for a practical approach to an oldproblem. Museum, vol.34, no. 4(1982), p. 236.
[6]
https://www.tretyakovgallery.ru/events/sokhranyaya-i-zashchishchaya-proizvedeniya-iskusstva-geli-v-restavratsii/ 21.07.2020
Иллюстрации
Илл 1. Поздняя живопись поверх подлинной иконописи XVI в, снимаемая единым фрагментом с помошью синтетической пленки, перед наесением на новую основу. ВНИИР. СССР. Москва.
Воспроизводится по: «The nature of conservation. A race against time». Philip Ward. 2010. Стр. 48.
Илл 2. Изменение рисунка фигур в нижележащем живописном слое.
Слева: фрагмент картины. Справа: фото фрагмента картины в среднем ИК-диапазоне (swir).
Картина «Пейзаж». Мостовска Анна. Россия. 1806 г. ГМЗ «Павловск». Реставратор Су Тянь. 2019. Руководитель работы Бобров Ю.Г.
илл.3 Выставка Датского дизайна «Датский ужин». Институт им. И.Е. Репина. 2017 г.
Фото: ©
Danish Cultural Institute St. Petersburg;
©Maria Istomina