Война - это дело такое... Жёсткое, серьёзное и бескомпромиссное. Здесь либо ты, либо тебя. И, если она затягивается, уставать начинают обе стороны. Уставать, грустить о простых человеческих радостях вроде вкусной домашней еды, спокойном сне и сексе с любимым человеком. Это общее, что объединяет все войны.
В московском Театре на Таганке поставили невероятно чувственный спектакль, сценическое воплощение заключительного рассказа из цикла Исаака Бабеля «Конармия» - «Поцелуй». На днях довелось посетить один из премьерных спектаклей. И вроде бы действие происходит во время Гражданской, в 1918-м, и костюмы соответствуют эпохе, но всё происходящее на глазах у зрителя применимо к любой войне и к любой эпохе. Анахронистическая подчёркнутость некоторых деталей в костюмах (женское исподнее, например) лишний раз отсылает к этому.
Главное украшение спектакля - не главные герои, которых замечательно играют Павел Лёвкин и Дарья Авратинская, а женское воплощение степи (своеобразный текст от автора) и группа солдат, воплощающих в первую очередь пластикой ту самую усталость и вызванное ею желание поскорее всё это завершить, но при этом не сдаться и одержать верх над противником. Солдаты говорят мало, но много двигаются, безмолвно выражая всё то, что наболело у них. Потому что порой не нужно слов - за них всё скажут выражение лица, положение рук и глаза. Глаза как зеркало души, которая изранена похлеще тела и ждёт, когда же, наконец, обратно - к маме, к невесте, к жене, к детям.
Герои пьесы - молодые, в общем-то, люди, но насколько зрело и холодно они рассуждают... И лишь предаваясь воспоминаниям о московских ресторанах (особенно ярко звучит перечисление яств из рыбы) и о прогулках по Патриаршим они вновь становятся почти детьми, будто возвращаясь в какое-то безвозвратно потерянное прошлое. Безвозвратно, потому что как было раньше уже не будет никогда. И остаётся лишь мечтать...
Особенно страшна та война, на которой свои бьют своих же. И, порой, разобраться где свои, а где уже не свои, бывает порой непросто. Но там, в мирной жизни, этих граней нет - там все свои, и никто никого не бьёт. За это и воюют герои пьесы. За то, чтобы жить без оглядки и по справедливости, а не по чьим-то там правилам, неизвестно кем и когда придуманным. Чтобы жить ради поцелуя в живые горячие губы, а не в холодный покойницкий лоб.
Благодаря редакцию ЖЖ и Театр на Таганке за приглашение!
Сходите в театр;))
(c) petrus-paulus