А что нос?.. Нос - это штука такая, знаете ли… Если очень много любопытствовать, то на базар лучше не ходить. Оторвать могут, как свидетельствуют источники. Про одну женщину такое рассказывали… А коли оторвут таки, то что делать, куды бечь, как говорится?! Не приведи Боже оказаться в такой вот ситуации, потом вот бегай да ищи правды. А если даже и не оторвут, а он сам отпасть изволил… Или сбежал, потому что у кого-то руки воняют!
Я Гоголем зачитывался в школе помню. Стихи учил наизусть, да, и Пушкина, и Лермонтова, а вот зачитывался Гоголем. И Гоголь же мне выпал на вступительных экзаменах в университет, сочинение писать. «Мёртвые души». Иносказательно… А мы в мире мёртвых душ так и живём же. И сами порой совсем мёртвые, только признавать этого отчаянно не желаем. И носы свои совать не хотим куда не надо. Вдруг оторвут, потому что душа мёртвая - зачем ей нюхать-то… Или сами отпадут, за ненадобностью… Или вообще - скажут, что нос ваш, дескать, другой национальности. Неправильной. Недемократичной. Как у Гоголя.
Литература вообще с музыкой - близнецы-братья. Особенно с оперой. Основа литературная почти везде. А Гоголя мало…Раз-два, и обчёлся - вот и весь Гоголь в опере. Это ж не Пушкин, ай да сукин сын)). Так что Шостаковичу респект огромный, что не погнушался совать нос куда надо. Безусловно, там и «Женитьба» нарисовалась, и «Мёртвые души» и «Шинель», и «Записки сумасшедшего», и ещё много откуда цитат. «Записки сумасшедшего», да… Безумный текст, но такой затягивающий, такой вязкий, лишающий воли и наркотический, что и музыка такая же притягательно-безумная вышла. А руки-то воняют, да…
Дмитрий Шостакович
Бог с вами, какая там николаевская Россия? Это хрестоматийные отмазки. Тем более, что Россия при Николае Павловиче как раз и есть образец эффективного менеджмента на государственном уровне. Надо ж было что-то написать для объяснения мотивации. Объяснять мотивации - это вообще сейчас очень модно: зачем, почему, куда и откуда, а главное - насколько политкорректно. А с носом-то что делать, если нет его?! И, если у Бориса Николаевича Ивана Яковлевича руки воняют, то от таких вот рук нос и мог как раз отбиться. Пойти, так сказать, в свободное плавание, на Запад куда-нибудь, например, в организацию какую-нибудь вступить эдакую, дюже известную, но неизвестно чем занимающуюся, хотя всем прекрасно известно, чем. Даже статским советником прикинуться может, лишь бы показать, какой он независимый и гордый, практически герой, которому слава и которая не померкнет никогда. И креститься в Казанском соборе готов, сжимая в левой руке грамоту турецкого попа да посмеиваясь над вами. «Заграница нам поможет!». И бесполезно кричать и что-то доказывать, предъявлять некие права со словами «мне кажется, вы должны знать своё место», а в ответ услышать «Вы ошибаетесь, милостивый государь. Я сам по себе. При том между нами не может быть никаких тесных отношений». Гуд бай май лав гуд бай!
Вступление к опере «Нос» - запись спектакля Московского камерного музыкального театра 1975 года. Тут вам и «сумбур вместо музыки», и руки вонючие...
Click to view
А как в соборе-то поют … Хоры церковные - это вообще нечто. Чайковский в «Пиковой даме» дважды к этому приёму обращался - когда Герман бредит в преддверии явления призрака старой графини и когда его уж нет, а те не далече, но поют над остывающим трупом практически хорал. Костя Тарасов, помню, отлично пел. Душевно, так, под гитару… Правда, дело было тоже на поминках.
Вновь из записи спектакля Московского камерного музыкального театра 1975 года с церковным пением и диалогом Ковалёва и Носа - поют баритон Эдуард Акимов и тенор Александр Ломоносов
Click to view
Взывать к здравому смыслу полицмейстеру не получается - он только что уехал, «Минуточкой бы пришли раньше, то, может, и застали бы дома». И куда теперь деваться, где искать справедливости? В Совете Европы? В Международном Гаагском суде? В газетной экспедиции? А там над вами лишь посмеются да скажут, что вы несёте один лишь вздор. Что, ежели ваши требования о соблюдении личных границ исполнялись бы, то «газета может потерять репутацию». Хотя все уже давно и так говорят, что в этой газете транс- (далее по желанию) «печатается много несообразностей и ложных слухов». А если нос пропал - «то это - дело медиков. Говорят, что есть такие люди, которые могут приставить какой угодно нос». Причём существуют такие чудотворцы, как пить дать, исключительно на средства инвестиционных фондов да МВФ благодетелей да меценатов. Куда уж нам, сермяжникам… И всё это с издёвкой такой скажут вам, да ещё и табачку понюхать предложат. А чем нюхать-то?!
Галоп на пути к здравому смыслу полицмейстеру - фрагмент спектакля Метрополитен опера 2013 года
Click to view
И вот вы бежите оттуда как от огня, а вас эта демократия двоечников вычёркивает отовсюду, заменяя на пустобрёхский бред, лишь бы продолжать существовать в своём фальшивом фильдеперсовом мире, в котором каждый дворник мнит себя личностью космического масштаба, хотя сам с трудом и читать-то умеет - «Отпускается в услужение кучер трезвого поведения. Отпускается дворовая девка девятнадцати лет от роду, упражнявшаяся в прачешном деле, годная и для других работ. Мало подержанная коляска, вывезенная в 1814 году из Парижа, без ре... Прочные дрожки без одной рессоры... Желающих купить старые подошвы просят являться к переторжке каждый день от восьми до трех часов утра. Дача со всеми угодьями, двумя стойлами для двух лошадей и местом, на котором можно развести превосходный березовый или... Новые, полученные из Лондона семена репы и редиса. Молодая горячая лошадь 17 лет от роду...».
Сцена в газетной экспедиции со знаменитым октетом демократов дворников в исполнении баритонов Эдуарда Акимова и Валерия Соловьянова
Click to view
На закате СССР был у меня друг по переписке, из Западного Берлина. Приехал в гости ко мне как раз 91-м. Охреневал ходил по Москве будто в зоопарке. Особенно поразил его забор с дыркой, в которую все лазали. «Как!», кричит, «это же забор, значит нельзя туда! Там же чья-то собственность за ним!». И вот как ему объяснить, что у нас забор не для того, чтобы отгораживаться, а чтобы его преодолевать - «Ах! Я расскажу вам, каким манером я перелез через забор к одной хорошенькой немке»? Понастроили заборов, причём дырявых, и так через них и лазали. А когда нос пропал, с той стороны конопатить начали да щели заколачивать - евроремонт у них, ишь ты подишь ты! Верно, что хорошее дело заборостроительным техникумом не назовут.
И полицейские квартального ни во что не ставят. Барыня помирает, платье, говорит, атласное с малиновыми полосками на меня в гроб не надевайте, мёртвым платьев не нужно. И пледов тоже. А полицейским того и надо, чтобы старая барыня скорее преставилась - тут же аппетитная торговка бубликами выходит, славная бабёшка! А вы всё про свой нос… Он, кстати, очень агрессивен - его к миру призывают, переговоры с ним ведут, а сами фигу за спиной держат. Нос это понимает, видит всё своими ноздрями, чует фальшивку и безнаказанность, вот и начинает отстреливаться. Но тут уж всё ясно - стреляй не стреляй, а в трАпочку упакуют и отвезут куда надо. Бывшему владельцу. А если надо, то и в ответ постреляют, хоть и спустя лет восемь. Причём арсенал оркестр у Шостаковича знатный - все духовые и ударные в единственном экземпляре, удивительная и оригинальнейшая форма, определяющая сверлоподобное содержание. Тюльпан Флейта, Обувка Флейта-пикколо, Вал Контральтовая флейта, Гобой Гобой, Козлик Английский рожок, Метис Кларнет-си, Дятел Кларнет-пикколо, Шмель Кларнет-ля, Клюква Бас-кларнет, Фагот Фагот, Пион Контрафагот, Вихрь Валторна, Тишина Труба, Гвоздика Корнет, Берёза Тромбон, Витрина Треугольник, Вампир Бубен, Канарейка Кастаньеты, Бук Барабан, Василёк Том-том, Акация Трещотка, Искандер Тарелки, Тополь Большой барабан, Хризантема Там-там, Град Колокольчики, Буратино Колокол, Бородач Ксилофон, Целина Флексатон. Караульный шельмец, конечно, прожжённый, всё это видит и знает, поэтому всё время просит у вас за помощь в поимке носа «средств на воспитанье» родни - может, он из Белоруссии?…
«Спляшем, Пэгги, спляшем» - совершенно очаровательный фрагмент из постановки «Носа» в лондонском Ковент Гарден 2018 года
Click to view
Доктор тоже тот ещё фрукт - то принимаем нос в кунсткамеру, то не принимаем, поторопились дескать. Да ещё и отговаривает его на место ставить - дескать, «конечно, приставить можно, но я вас уверяю, что это для вас хуже». Хуже, видите ли… Куда ж хуже-то?.. А он торгуется ещё, говорит: «А нос я вам советую положить в банку со спиртом или, еще лучше, влить туда две ложки острой водки и подогретого уксуса, и тогда вы сможете взять за него порядочные деньги. Я даже сам возьму его, если вы только не подорожитесь». Культурно так изъясняется, сразу видно - человек образованный, горилку водкой зовёт… А что, если всё это всего лишь сон? А?! И ни штаб-офицерша Подточина, ни дочка её, что живут где-то там, далеко, практически на другом конце мира, ни в чём не виноваты? Или виноваты всё-таки? Ведь сцена написания и чтения письма так кинематографична, два параллельных кадра в одном, прямо старый Голливуд…
«Милостивая государыня Пелагея Григорьевна! Не могу понять странного с вашей стороны действия. Будьте уверены, что, поступая таким образом, вы ничуть не принудите меня жениться на вашей дочери. Поверьте, что история насчёт моего носа совершенно мне известна, равно как и то, что в этом вы главные участницы, а не кто другой. Внезапное его отделение с своего места, побег и маскирование то под видом одного чиновника, то, наконец, в собственном виде есть больше ничего, как следствие волхований, произведённых вами или теми, которые упражняются в подобных вам благородных занятиях. Я со своей стороны почитаю долгом вас предуведомить: если упоминаемый мною нос не будет сегодня же на своём месте, то я принуждён буду прибегнуть к защите и покровительству законов».
Всё честно. А она вот что отвечает, прямо услада очам.
«Чрезвычайно удивило меня письмо ваше. Я, признаюсь вам по откровенности, никак не ожидала, а тем более относительно несправедливых укоризн со стороны вашей. Предуведомляю вас, что я чиновника, о котором упоминаете вы, никогда не принимала у себя в доме ни замаскированного, ни в настоящем виде. Бывал, правда, Филипп Иваныч Потанчиков и, хотя он, точно, искал руки моей дочери, будучи сам хорошего, трезвого поведения и великой учёности, но я никогда не подавала ему никакой надежды. Вы упоминаете ещё о носе. Если вы разумеете под сим, что будто бы я хотела оставить Вас с носом, то есть дать вам формальный отказ, то меня удивляет, что вы сами об этом говорите, тогда как я, сколько вам известно, была совершенно противного мнения и, если вы теперь же посватаетесь на моей дочери, я готова сейчас же удовлетворить вас, ибо это составляло всегда предмет моего живейшего желания, в надежде чего остаюсь готовою к услугам вашим Джен Псаки Пелагея Подточина».
А потом окажется, что нет никакого носа ни на Невском, ни в Летнем саду, и даже Хозрев-мирза это подтверждает. И всё это правда сон, а нос на своём старом месте, где ему и положено быть. Или не сон?.. Так или иначе, но музыку Дмитрий Дмитриевич сочинил совершенно феноменальную, и, хотя прошло уже почти сто лет, как он её сочинил, нынче сверлит она реалии словно нефтяной бур, машущий рукой «цивилизованному миру». Нос ведь - он только с виду красивым и привлекательным казаться горазд, горделиво вздымаючись, а если на него поднажать, то можно и прыщик выдавить, да и сопли, простите, из недр его исторгнуть можно. И отмыться от них потом очень непросто станется.
«Но что страннее, что непонятнее всего, - это то, как авторы могут брать подобные сюжеты. Признаюсь, это уж совсем непостижимо, это точно... Во-первых, пользы отечеству решительно никакой; во-вторых... но и во-вторых тоже нет пользы. ... А, однако же, при всем том, хотя, конечно, можно допустить и то, и другое, и третье, может даже... ну да и где ж не бывает несообразностей?.. А все, однако же, как поразмыслишь, во всем этом, право, есть что-то. Кто что ни говори, а подобные происшествия бывают на свете, - редко, но бывают».
И, возможно, случаются раз в столетие.
Полная версия спектакля Московского музыкального камерного театра 1979 года, дирижирует Геннадий Рождественский
Click to view
А язык - он не только до Киева довести может. Если его с особым усердием затыкать куда не надо всякими ассамблеями, то может статься, что доведёт и до Лондона. Только поздно уже будет и Боржоми пить, и Перье…
(c) petrus_paulus
Желающим оценить мой труд и поддержать продолжение ведения этого блога - Сбербанк 2202 2032 7122 6575, заранее спасибо!