Я сегодня коротко, учитывая захлестнувшую ЖЖ атаку живых мертвецов, повылезших из невесть каких нафталиновых нор. Тягаться с ними ни желания, ни смысла нет - истерические слюни всегда побеждают здравый смысл. До конца зимы всего один день, обстановочка, как говорится, крайне необычная, так что #дотянутьдовесны предлагаю, как обычно, слушая прекрасную музыку. Несмотря ни на что. Потому что политики приходят и уходят, войны начинаются и заканчиваются, а музыка живёт вечно.
В середине XVIII века парижское, а вслед за ним и европейское, общество поразила весьма необычная война. Явившийся в Париже в 1773 году Кристоф Виллибальд фон Глюк принялся продвигать там свою оперную реформу, затеянную совместно с либреттистом Раньери ди Кальцабиджи. Предварительно представив в Вене своих прорывных «Орфея и Эвридику», «Альцесту» и «Париса и Елену» (о принципах реформы и о последней из упомянутых опер подробнее у меня
здесь), чем они полностью перетрясли замшелый мир итальянской оперы, Глюк принялся за второй по объёму плесени оперный рынок Европы - французский. Времена Рамо уже прошли, и Франция начинала погружаться в болото безысходной повседневности. Итальянским оперным театром в Париже тогда руководил Никколо Пиччини, мегазвезда тех лет и непререкаемый авторитет. Его опера - смесь классических итальянской и французской моделей. Глюк же предложил модель совершенно новую, которую старый мир принял поначалу в штыки. Собственно, отсюда война и произошла. Так обычно и бывает - когда кто-то пытается навязать всем вокруг свой вкус, может случиться конфликт.
Финал оперы Пиччини «Чеккина, или Добрая дочка» на либретто Карло Гольдони, ставшей моделью для огромного количества опер, в том числе для «Мнимой пастушки» и «Свадьбы Фигаро» Моцарта
Click to view
Пиччинисты олицетворяли собой позицию «пусть всё будет, как есть, и даже хуже», главное - ничего не менять. Только вот куда такой путь мог бы привести оперу?.. Боюсь, что в никуда. В пропасть. Глюк предложил модель иную, способную проложить над пропастью мост. А не взрывать его. Мосты взрывают от небольшого ума или от безысходности, строят же для новой жизни, пролагая путь к освобождению. От зависимостей, привязанностей, фальшивых рамок и ограниченности кругозора. Если мир вокруг нас не меняется, значит - мы сами в силах его изменить.
Divinita infernal из оригинальной итальянской версии «Альцесты» Глюка в исполнении великой Марии Каллас - эту оперу можно слушать хотя бы из-за одной этой арии... Запись старая и нереставрированная, не обессудьте!
Click to view
Своими обеими «Ифигениями», «Армидой», «Эхо и Нарциссом» и новыми редакциями «Альцесты» и «Орфея», их драматургией и сюжетами, жертвенностью их героев, Глюк смог этот мост выстроить и освободить оперу о ненужных ей оков. В этой войне Пиччини и его сторонники в итоге сдались, осознав, что новое гораздо лучше и жизнеспособнее старого. Впоследствии Итальянский театр в Париже возглавил Керубини, последователь Глюка, сменивший Пиччини на этом посту. Даже Моцарт, работавший ранее исключительно по пиччиниевской модели оперы вплоть до «Свадьбы Фигаро», принял модель глюковскую в своём «Дон Жуане».
Фрагмент из «Ифигении в Тавриде» Глюка в исполнении французского сопрано Мирей Делюнш
Click to view
Впереди оперу ждало бессмертие и счастливое будущее.
(c) petrus_paulus