Детям до шестнадцати

May 12, 2021 12:54







Было в советских кинотеатрах такое возрастное ограничение - «детям до 16-ти вход запрещён». Это сейчас таких ограничительных рейтингов развелось воз и маленькая тележка, да и называются они иначе - 16+, 12+, 6+, даже 18+ и 0+ появились… Только непонятно, для чего, например, категория 18+ - что это такое знают восемнадцатилетние, чего не знают или не должны знать шестнадцатилетние?.. Проверил точные определения и улыбнулся - отличаются они сексом, в котором нынешние шестнадцатилетние разбираются получше 30-40-летних; нецензурной бранью - после 18-ти матом можно крыть, а до нельзя (хотя матерятся нынешние детки похлеще дворников лет эдак с 10-ти, сам слышал рядом с одной из школ); жестокостью и сценами насилия (до 18-ти можно только без подробностей, а после хоть кишки из живота на катушку наворачивайте), хотя нынешние компьютерные игры такой уровень жестокости и насилия выдают, что мама не горюй; наконец, самое интересное - до 16-ти нельзя смотреть фильмы, «эксплуатирующие интерес к сексу и носящие оскорбительный характер изображение или описание половых отношений между мужчиной и женщиной, за исключением изображения или описания действий сексуального характера», а после, стало быть, такое уже можно, зато после 18-ти можно уже и продукцию, «отрицающую семейные ценности, пропагандирующую нетрадиционные сексуальные отношения и формирующую неуважение к родителям и (или) другим членам семьи». Т.е. до 18 лет про ЛГБТ нельзя и на родителей плевать тоже нельзя, а после - милости просим.



В этом смысле в СССР всё было гораздо проще, чётче и яснее - до 16 лет нельзя ничего, после 16-ти - свободен аки перст. Правда, в советских кинотеатрах существовали специальные детские сеансы, где демонстрировались исключительно мультики или фильмы-сказки, это соответствовало нынешней категории 6+. Но в целом барьер был лишь один - 16 лет, и никаких гвоздей. Поэтому и в разговорный обиход он вошёл как нарицательное для запрета - звучало как просто «детям до 16-ти».

Если кассиры могли дать слабину и продать билет на запретный сеанс отроку, явно не тянувшему внешне на 16 лет, то вот прорваться в зал с так дорого доставшимся заветным билетом для созерцания сокровенного оказывалось практически невозможно - армия безжалостных тёток-контролёрш зорко охраняла границы вверенных им кинозалов. В моей биографии был один-единственный фильм, на который мне так и не довелось попасть в нежном возрасте - в отечественном прокате он назывался «В джазе только девушки».



Это всем прекрасно знакомая голливудская классика - Билли Уайлдер снял потрясающе лёгкий, весёлый и, вместе с тем, умный фильм. Потрясающие актёрские работы Джека Леммона и Тони Кёртиса, великолепно вжившихся в женские партии, и притягательная Мэрилин Монро в одной из лучших своих ролей. Я до сих пор так и не понял, почему в Советском Союзе этот замечательный фильм с изменённым названием попал в запретную категорию - ведь там даже часть сцен, которые были признаны советской цензурой слишком жестокими, была вырезана. Очевидно, Монро могла пробудить в неокрепших умах советских подростков нездоровые сексуальные желания, а Кёртис с Леммоном в женских нарядах - страсть к трансвестизму или, прости Господи, к мужеложеству (обожаю это наукообразное слово!). Словом, так я на этот фильм и не попал - сначала мне упорно отказывались продавать билеты в кассе, а когда подрос и у меня начали расти усы - это случилось! Мне продали билет, с которым я радостно пошёл на штурм зала, однако тётка-контролёрша преградила путь мёртвой стеной. Билет пропал вместе с ложной радостью и обманутыми ожиданиями. Поскольку мне надоело бесконечно прорываться на созерцание удивительной Мэрилин, я плюнул на все последующие попытки и просто дождался своего законного советского совершеннолетия. А когда оно настало, уже было несколько не до кино, так что «В джазе только девушки» я впервые увидел лишь после 20-ти лет, выпав в полный осадок от недоумения, почему меня несколько лет к ряду не хотели на него пускать.

В редких случаях на подобные сеансы можно было пройти с родителями, но только когда ты шёл вместе с ними и на тебя был куплен полноценный билет. Когда в наши кинотеатры выпустили легендарный, великий шедевр Серджо Леоне «Однажды в Америке», родители мои собрались его посмотреть и решили взять меня. Они не знали, о чём это… Контролёрша, увидев меня в их компании, молча смерила всех нас взглядом, потом с нескрываемой укоризной посмотрела на моих родителей, вздохнула и пропустила. Практически, благословила на грех)). Я прекрасно помню, как неуютно чувствовали себя родители во время сцен специфического содержания, например, когда ребята трахают местную шлюху за пирожные, или когда дама определяет, кто её изнасиловал, по размеру члена, заставив выставить свои причендалы в ряд всех членов банды.

Весёлые были времена, есть что вспомнить)). Сегодня все эти многочисленные рейтинги соблюдаются крайне поверхностно. Разумеется, никто не тащит пятилетних детей на «Рэмбо», но вот кино по комиксам, где насилия и убийств через край, и преобладание сторонников ЛГБТ над натуралами, особенно в последнее время, совершенно явное - в полнейшей досягаемости для 12+. Мне довелось столкнуться с контролем со стороны кассира лишь однажды, когда я повёл своего ребёнка, которому было лет 10, на очередную серию «Звёздных войн», у которой рейтинг был, кажется, 16+. Кассир вызвала администратора, увидев моё дитё, и тот, соткавшись, словно у Булгакова, из воздуха, спросил: «А Вы уверены, что ребёнку такое смотреть можно?». «Уважаемый», ответил я ему, «этот ребёнок разбирается в «Звёздных войнах» получше нас с Вами, он посмотрел уже всё, связанное с франшизой, включая фильмы и мультсериалы, наизусть может рассказать полную биографию каждого персонажа, а также в красках описать подробности смерти каждого из них, если только этот персонаж был когда-либо умерщвлён насильственным способом». «Да?», недоверчиво покосился на меня администратор. «Не сомневайтесь!», улыбнулся я в ответ. Меня попросили подписать бумагу, которая гласила, что я беру на себя полную ответственность за возможные для ребёнка психологические последствия после просмотра фильма. Бумагу я, разумеется, подписал, чем доставил огромное удовольствие и себе, и сыну. Ещё большее удовольствие мы получили от просмотра.

А как часто удавалось вам прорваться за сеанс «детям до 16-ти» до 1991 года? Про после не спрашиваю - тогда можно стало всё и всем, репертуаром и аудиторией стали править видеосалоны. И ещё - что думаете про адекватность нынешних возрастных рейтингов?

(c) petrus_paulus

#кино, кино, #ссср, СССР, #кинозал

Previous post Next post
Up