Три А колониальных войн Запада - Африка, Аляска, Азия

May 14, 2021 09:50





Бисмарк режет Африку на Берлинской конференции 1884 года - европейская карикатура

Эпоха больших колониальных войн - немыслимо захватывающее время и один из самых интересных периодов в истории. Мы уже неоднократно на эту тему говорили, однако сейчас настал час углубиться в неё посерьёзнее. Начавшись в XV веке, войны эти, проводимые западной цивилизацией, Россией и Турцией, достигли своего апогея в веке XIX. Не все страны Европы выбрали одинаковый путь при создании своих колониальных империй. Путей было два - интенсивный и экстенсивный. Последний наиболее прост - это последовательное присоединение всего, что вокруг тебя, иными словами завоевание сопредельных территорий или же вынуждение их присоединиться. Именно по такому пути шли Россия и Турция, их колонии - это вновь присоединённые сопредельные территории под прямым управлением из центра. Такой путь выбрала для себя и Австрия, век от века прирастая славянскими странами, а также современными Венгрией и Румынией. Такой же путь проделала и Литва, превратившись к XVI веку из крохотного средневекового княжества в довольно обширную державу за счёт белорусских, малорусских и части великорусских земель. Спустя пятьдесят лет Литва сольётся с Польшей, образовав одно из крупнейших государств Европы - Речь Посполитую.



По такому же экстенсивному пути пытались строить империи Дания, Швеция, Англия, однако, подобно чудовищу Франкенштейна, они не прижились, и о них теперь почти никто не вспоминает. Лишь Англия смогла удержать часть захваченных владений, которые остались в её составе на многие столетия - Ирландию, Шотландию, Уэльс. А вот дальше Англия выбрала иной путь, интенсивный. Это когда колонии завоёвываются за морем. Английские короли и появившийся промышленный капитал прекрасно понимали, что под видом христианизации можно захватить и ограбить огромное количество земель, наладить торговлю, усилить промышленность. Так на протяжении нескольких столетий созидалась могучая Британская Империя с Индией, Австралией, Северной Америкой, Малайзией, половиной Африки и Новой Зеландией в составе.

Интенсивный путь колонизации приняли для себя и прочие европейские страны - Испания, Франция, Португалия и Голландия, а также появившиеся на свет лишь в XIX столетии Италия, Германия и Бельгия. В итоге к концу XIX века мы имеем на карте мира несколько глобальных империй, управляющих 90 процентами территории нашей планеты. Остальные 10 процентов - либо полузависимые территории, либо пустыни да джунгли. Европа к XVI веку сформировалась уже почти в том виде, в котором мы знаем её сегодня, лишь со скидкой на Германию и Италию да ещё на пару отступлений. Однако Европа живёт сама по себе, не выходя за рамки своих территорий. Максимум, что позволили сделать себе европейцы - повоевать в Северной Африке и на ближнем Востоке. В то время, как турецкие султаны начинают воссоздавать империю арабов в границах Халифата, а московские великие князья, после объединения всех русских земель под своей эгидой, начинают экспансию на Восток, всё более присоединяя бывшие владения так называемой «Золотой Орды», европейцы продолжают жить своей местечковой жизнью, постоянно устраивая разборки друг с другом и мечтая о покорении дальних земель.

Туркам задача в целом даётся легко - на всех землях, которые они подчиняют себе, уже давно главенствует ислам. Они сталкиваются с трудностями лишь в Европе, при завоевании Балкан. Россия же создаёт себя в постоянных сражениях, ибо шагает на Урал и в Сибирь, где другие культура и религия. Однако, так или иначе, обе империи уже в целом оформлены к началу XVII столетия.



Гробница Вашку да Гамы в монастыре Жеронимуш в Лиссабоне

А что Европа? Европа наконец-то снаряжает Колумба, Диаша, да Гаму, Магеллана и прочих мореплавателей, чтобы вырваться за пределы Средиземноморья. Получилось. Однако не все страны Европы пошли одинаковым путём. У всех них одинаковой была лишь цель - заполучить новые земли, в противном случае им грозила бы погибель. Жить на протяжении многих столетий, не выходя за свои рамки - опасно. Всё усиливавшиеся эпидемии, довольно оскудевший генофонд, ментальная деградация - вот что ждало Европу. Однако поколение людей, которых принято называть людьми эпохи Возрождения, подтолкнуло правителей Европы отважиться наконец на заморские плавания. И они не пожалели об этом! Началась эпоха Великих Географических открытий, а вместе с нею и эпоха промышленного развития, и эпоха колонизации.

В течение двух столетий - XVII и XVIII - ковала Европа свои колониальные империи, захватывая страны Азии, Америки и Африки. Лидерами на выставке успешных интенсивно развивавшихся метрополий стали Англия, Франция, Испания, Голландия, Португалия и Дания. Шведская заявка на членство в клубе схлопнулась вместе с Карлом XII, Австрия вслед за Россией и Турцией шла по экстенсивному пути, хоть и делала неуклюжие попытки выбраться за море, а Пруссия лишь в самом конце XVIII века начала подавать голос. Всю картину полностью изменили Наполеоновские войны и завершивший их Венский конгресс, породивший первую в истории коллективную систему безопасности и полностью перекроивший карту мира. Неудовлетворённое итогами конгресса североамериканское масонство, начавшее тогда своё перерождение в крупный финансовый капитал, запустило всемирные процессы «борьбы за независимость», в результате которых венский передел стал лишь прелюдией к большому концерту колониальных войн, разразившихся в XIX веке и превративших в свой театр, холодный или горячий, весь мир, однако самое интересное происходило в Африке, Азии и на Аляске. Но обо всём по порядку.



"Спасение Кубы Соединёнными Штатами" - наглядная агитация

Испания как крупнейшая на планете колониальная держава к середине века утратила практически всё - Бурбоны были, как я уже говорил, одними из главных объектов для уничтожения масонами, поэтому и лишились всего - и американских владений, и европейских. Испания к концу XIX века сохранила лишь Кубу, Филиппины, Пуэрто-Рико, Испанскую Ост-Индию (отдельные острова в Тихом океане - Марианские, Каролинские и Гуам) и владения в Северо-Западной Африке - Канары, Сахару, Гвинею и север Марокко. Последняя война, которая полностью переломила Испанской империи последние позвонки полуистлевшего хребта, состоялась в 1898 году и в открытую была инициирована Соединёнными Штатами - капитал больше не таился и пёр напролом, проглатывая всех ослабевших ветеранов. США финансировали начавшуюся тремя годами ранее Кубинскую революцию, что вызвало вполне ожидаемую реакцию Испании, хотя шансов у неё победить в той войне не было никаких. В итоге Филиппины, Пуэрто-Рико и Испанская Ост-Индия достались США, а Куба стала независимой, но под полным контролем Вашингтона. Испания сохранила лишь жалкие владения в Африке, расставшись почти со всеми из них в середине века XX в ходе всемирной деколонизации.



Берлинская конференция по разделу Африки 1884-85 гг

Для Португалии самая сокрушительная потеря - это, безусловно, Бразилия. И, хотя там у власти продолжала оставаться династия Браганса, та же, что и в самой Португалии, часы её были сочтены - поколебленная «Весной народов», она была низложена во второй половине XIX века. Бразилия стала республикой, подконтрольной англичанам, а сама Португалия, как я уже говорил, была подмята ими ещё при Наполеоне. Одна из некогда самых великолепных метрополий Европы сохранила лишь Мадейру, Кабо Верде и Азоры в Атлантике, Гвинею-Бисау, Мозамбик, Анголу, Сан-Томе и Принсипи и отдельные крепости в Бенине и Сенегале в Африке, ряд островов и крепостей во главе с Гоа в Индии и скромные азиатские владения - Макао, Восточный Тимор и Хенцин. Последний раз Португалия попыталась огрызнуться на англо-американский капитал, целенаправленно забиравший себе всё на планете, на Берлинской конференции 1884-85 годов. В связи с разгромом Франции во франко-прусской войне встал вопрос о переделе французских колониальных владений в Африке, на которые активно претендовала страна-победительница, Германия. Португальцы, первыми из европейцев начавшие освоение Африки, претендовали на свою долю, считая себя единственными, имеющими право чуть ли не на весь континент. Так родилась теория «розовой карты», согласно которой Ангола и Мозамбик должны были быть соединены за счёт передачи Португалии Замбии, Малави и Зимбабве, которые на тот момент частично уже были освоены англичанами. Португалия методично двигалась вглубь континента, забирая неосвоенные территории, что в итоге привело к англо-португальской войне, только не горячей, а дипломатической, и разразилась она как раз на заседаниях конференции. Англичан португальский сценарий не устраивал вовсе, поскольку в таком случае проезд по суше из их североафриканских колоний в южные был бы полностью перекрыт. Они попытались демонстрировать военную силу у побережья Мозамбика, однако после того, как Бисмарк указал им на некорректность такого поведения и предложил передать центр «розового пояса» нейтральной стране, например, Бельгии, принялись действовать в своей любимой манере - гадить исподтишка. Вся британская пресса поливала Португалию грязью на протяжении нескольких недель, её поддержала и пресса американская. В итоге общественное мнение вынудило Португалию отказаться от идеи «розового пояса», хоть и увеличив частично территории Анголы и Мозамбика.

Дания как союзница Наполеона лишилась многого в начале века, потеряв почти всё остальное под прусским катком, шедшим к объединению Германии. Сначала отторгли Норвегию и передали Швеции, а Гельголанд отошёл к Англии. Потом Дания утратила Шлезвиг и Голштинию в результате войн в Пруссией и Австрией (это честные военные потери проигравшего), а Датскую Индию с Никобарскими островами и Гану в Африке вынуждена была продать англичанам практически за бесценок, поскольку они в своей гнусной манере постоянно подкупали туземных князей на восстания против датчан. Таким образом, Дания сумела сохранить за собой Исландию, Фареры, Датскую Вест-Индию и Гренландию.



Дожившая до наших дней голландская деревня в японской Дэдзиме

Нидерланды в целом утратили большую часть своих заморских территорий ещё до Наполеоновских войн в противостоянии в набиравшим тогда мощь тяжеловесом - Англией. Венский конгресс лишь узаконил потери голландцев. Они лишились практически всего, включая Цейлон и Капскую провинцию в Южной Африке, которые отошли к Англии. Сохранить удалось лишь Антильские острова, ряд фортов в Индии, Суринам в Южной Америке, Индонезию и ещё ряд незначительный владений в Азии, включая торговый порт Дэдзима в бухте Нагасаки в Японии. К 1825 году голландских владений в Индии не осталось вовсе - теперь уже бывшие хозяева предпочли обменять их англичанам на Суматру, чтобы полностью овладеть Индонезией. Нидерланды - единственная колониальная держава, которой удалось избежать серьёзных вооружённых конфликтов в ходе колониальных войн.



Карикатура на Леопольда II

Бельгия, появившаяся на карте Европы лишь в 1830 году в результате отсоединения от Нидерландов (о тех, чьими руками революция была сделана, я писал отдельно), тоже сделала свою заявку на членство в клубе. Король Леопольд I, бывший дядей одновременно и британской королевы Виктории, и её мужа принца Альберта, пользовался огромной поддержкой англичан, поэтому строил проекты колонизации Эфиопии, Гавайев, Никарагуа и Гватемалы. Бельгийские поселенцы даже высадились на побережьях Мексики, Аргентины и Гватемалы, однако дальше дело не пошло. Следующий бельгийский король Леопольд II строил планы уже с прищуром на Крит, Фиджи и индонезийские острова, однако закончилось всё банальной Африкой. Континент до середины XIX века всё ещё не был полностью освоен европейцами, особенно в его центральной части. Вот туда и двинул отряды своих колонистов Леопольд, завоевав и создав одну из крупнейших колоний в Африке - Конго. Конго стало личным владением короля, а не Бельгии, и его любимым источником дохода - выкачка природных ресурсов оттуда стала похожа на беспардоннейший грабёж. Потом он ещё захватил анклав Ладо в Судане, который после его смерти отошёл англичанам, включившим его в Уганду. Наконец, поживился Леопольд и в Китае, получив участок в Тяньцзине. Незадолго до смерти король передал Конго Бельгии, которая теперь стала полноценной колониальной державой и оставалась ею вплоть до эпохи деколонизации.



Штурм Сайгона французской армией

Франция, строившая свою колониальную систему в ходе двух столетий, по итогам Венского конгресса была в статусе проигравшей стороны и была обязана компенсировать победителям потери. Разумеется, все свои территориальные приобретения в Европе она утратила, сохранив лишь Ниццу и окончательно присоединив Корсику. Также пришлось отказаться практически ото всех американских владений в пользу Англии и Соединённых Штатов, получив взамен ранее потерянные Гайану, Гваделупу, Мартинику и ещё ряд мелких островков в Карибском море, а также остров Сен-Пьер у берегов Канады. Колонии в Африке и Азии остались в неприкосновенности. Однако этого Франции было мало, поэтому её история в XIX веке - это не только история бесконечных революций, но и история бесчисленных колониальных войн, в которых Франция отвоёвывала своё место под солнцем с жёсткостью, в сотню раз превосходившей эпоху Наполеона I. В период с 1815 по 1850 годы французами были завоёваны Сенегал, Алжир, Габон, Берег Слоновой Кости, Сейшелы, Реюньон, Коморы, Таити, Маркизские острова, Полинезия и ещё ряд незначительных территорий. В эпоху Второй Империи Наполеон III охотно ввязывался во все колониальные заварушки мира, причём, как подготовленный американцами для французов правитель, часто на стороне британцев. В частности, участвовал он во Второй Опиумной войне англичан с Китаем, в агрессии против Японии и Сирии в 1858 и 1860 годах соответственно. Он же начал завоевание Индокитая в 1858 году, положив начало постепенному и полному подчинению Вьетнама, Лаоса и Камбоджи Франции. К окончанию франко-прусской войны в 1870 году Франция подошла одной из мощнейших колониальных держав мира, однако после поражения пришлось делиться с победителем - часть её африканских крепостей перешла теперь под управление новообразованной Германии. Однако уже республиканская Франция не останавливала своих войн по захвату новых территорий и рынков, поэтому до конца века смогла завоевать Тунис, Нигер, Мали, Гвинею, Чад, Верхнюю Вольту, Бенин, Новую Каледонию, Фиджи, Сомали, Джибути, окончательно покорить Индокитай и завершить столетие зверской операцией по захвату Мадагаскара.



Германия покоряет Африку

Возникшая в результате разгрома Франции в 1870 году Германия оказалась в клубе ведущих метрополий мира автоматически. И, хотя Бисмарк не видел большого смысла в создании немецкой колониальной империи, делать это пришлось, потому что тогда так было принято - если у тебя не было колоний, ты не мог именоваться ведущей державой. Фактически, франко-прусская война сама по себе была войной колониальной, только велась на территории Европы и за передел колоний. Именно поэтому конференция по новому разделу Африки состоялась в Берлине, а не где-то ещё. И именно Африка, до конца неосвоенная, интересовала немцев больше всего - они даже отказались от предложенного им Францией Вьетнама, слишком далеко, дескать. Крупный немецкий капитал, искавший новых рынков сбыта и новых дешёвых природных ресурсов, основал «Немецкое колониальное общество» - этакий аналог Ост- и Вест-Индской компании. Через пару лет появилось «Общество за немецкую колонизацию», и вместе они своим напором сломили Бисмарка. Всего за несколько лет, получив от Берлинской конференции по Африке международное подтверждение своего права на вновь захваченные территории, Германия разжилась Танзанией, Кенией, Того, Камеруном, Руандой, Бурунди, а также заброшенной голландцами Намибией. Аппетит приходит во время еды, так произошло и с немцами - почувствовав вкус в Африке, они двинулись дальше. Их набирающий день ото дня могущество флот прибрал все бесхозные острова в Тихом океане - немецкими стали Палау, Новая Гвинея, Науру, Самоа, Маршалловы острова, архипелаг Бисмарка и Соломоновы острова. Также Германия получила свой кусок в Тяньцзине и хорошую колонию Циндао в Китае - там до сих пор остались их фахверковые деревни и пивоварня, производящая по немецкой технологии по сей день отменное пиво.



Один из современных видов Циндао

Италия, которая появилась на карте Европы как единое государство вместе с Германией одной из последних, включилась в эту гонку позже всех - сказывались экономическая слабость страны на фоне более успешных соседей и совершенная неподготовленность к овладению процессом. Вялые попытки итальянцев захватить Бирму закончились завоеванием последней англичанами. Они же опередили итальянцев в незанятом никем Сиаме (Таиланде), однако установили там лишь своё влияние, не покорив страну. После Италия пыталась пробраться на бесхозные индонезийские острова, но и тут получила по рукам от британцев. Оставалась вновь одна лишь Африка, поэтому после Берлинской конференции итальянцы заполучили Эритрею и Южный Сомали. Не оставляла попыток обрести что-нибудь, хоть маленький кусочек, и Австро-Венгрия, претендовавшая одно время на Борнео, Никобарские и Андаманские острова, но, убедившись в тщетности своих интенсивно-колониалистских амбиций, вновь вернулась к проверенному экстенсивному пути.

У нас остались три политических тяжеловеса - Великобритания, Россия и США, между которыми произошла чудеснейшая игра по перетягиванию колониального каната, при этом России тянуть приходилось каждой рукой с разных сторон, с каждой из которых стояла большая и жирная буква А - с американской это была Аляска, а с британской - Афганистан. Однако, дабы не превращать пост в мегалонгрид, эту захватывающую историю я отложу, но совсем ненадолго, и вернусь к ней буквально на днях.

ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ))

(c) petrus_paulus

капитал, #капитал, #колониализм, Португалия, Франция, Дания, Бельгия, #история, #капитализм, метрополии, масоны, Англия, Австрия, колонии, Нидерланды, Германия, #колонизация, Италия, Испания, история

Previous post Next post
Up