Мой тесть вырос в оккупации. Брянская область, где он родился, была занята нацистами и их союзниками. Когда мы встречаемся на каких-нибудь семейных посиделках, он всегда рассказывает о своём детстве. На последний Новый Год особенно разговорился, и поведал о разнице в оккупантах. Оказалось, среди тех, кто явился хозяйничать на Брянщине, имелось три категории. Категории в стиле грабежа местного мирного населения.
Самыми мирными и вежливыми были итальянцы. Они, заходя в избу, всегда здоровались и вежливо просили еды и молока, никогда в жизни не пытаясь что-то отобрать или нагрубить. Далее шли, как ни странно, немцы, которые вели себя понаглее, пристально осматривая избу и требуя отдать им то, что понравилось. Однако, если немцы видели, что отдавать-то собственно и нечего, уходили, махнув рукой и оставив несчастных крестьян в покое. Самое грубое и беспардонное поведение было у румын и венгров - эти открывали дверь в избу ногами, орали, брали всё, что захочется, ели и пили всё, что увидится, и что не могли унести с собой - частенько ломали. Однако, вне зависимости от стиля поведения, все они воспринимались простым брянским мужиком как захватчики и оккупанты. Без различий на национальности.
Та война не зря называлась Мировой - её можно было бы назвать даже всемирной. Воевали все со всеми, объединяясь периодически в коалиции. И неправильно было бы говорить, что победил в ней один лишь Советский Союз с Красной Армией - свой вклад в победу внесли и британские войска, и французское подполье, и китайское сопротивление, и американская армия, и ещё много кто. Сейчас речь не об определяющей роли - речь о факте задействованности и общих, огромных для всего человечества потерях.
Кинематограф не мог стоять в стороне, создав и продолжая создавать на тему Второй Мировой огромное число фильмов. Безусловно, почти все фильмы о той войне предполагают много персонажей. Главных, второстепенных, эпизодических - но много. Но так, чтобы героев в картине было не просто много, а чтобы и играли их всех знаменитые актёры - такое встретишь нечасто. Поэтому сегодня в качестве кинотрапезы в рамках хэшмоба ЖЖ #образывойны предлагаю небольшой сет из нескольких картин, от обилия звёзд в которых просто рябит в глазах. В меню - прелюдия к Сталинградской битве, высадка союзников в Нормандии, снятие оккупации Парижа, Голландская операция и на десерт - немного тихоокеанской экзотики из битвы за Гуадалканал.
"Они сражались за Родину", СССР, 1975, Мосфильм, режиссёры Сергей Бондарчук и Владимир Досталь, автор сценария Сергей Бондарчук, композитор Вячеслав Овчинников
«Они сражались за Родину» для отечественного кино, наверное, квинтэссенция размышлений о войне. Снятый Сергеем Бондарчуком и Владимиром Досталем на натуре, в Волгоградской области, фильм имел оглушительный успех в прокате. Он стал последней работой Василия Шукшина в кино (актёр умер прямо на съёмках) и первой в СССР картиной подобного размаха в актёрском плане. Такого у нас о Великой Отечественной ещё не снимали - здесь вам и уже упомянутый Василий Шукшин, и Вячеслав Тихонов, и Нонна Мордюкова, и Георгий Бурков, и Юрий Никулин, и Николай Губенко, и Иван Лапиков, и Ирина Скобцева, и Иннокентий Смоктуновский, и Андрей Ростоцкий, и Евгений Самойлов, и Лидия Федосеева-Шукшина, и Пётр Меркурьев, и Алексей Ванин, и Татьяна Божок, и Ангелина Степанова, и сам режиссёр Сергей Бондарчук. Причём великолепные актёры здесь и в главных, и в эпизодических ролях, многие сами прошли через фронт, так что играть было несложно - достаточно лишь вспомнить те жуткие годы. Абсолютно честное настоящее военное кино.
"Самый длинный день", США-Франция-ФРГ-Великобритания, 1962, 20th Century Fox, режиссёры Эндрю Мортон, Кен Эннакин, Бернхард Викки и Герд Освальд, авторы сценария Джеймс Джонс и Ромен Гари, композитор Морис Жарр
«Самый длинный день» - первая столь масштабная экранизация о высадке союзников в Нормандии в 1944 году. Здесь мы смотрим на события с трёх разных ракурсов - с англо-американского, с немецкого и с французского. Поэтому фильм снимало сразу четыре режиссёра - американские сцены делал Эндрю Мортон, немецкие - Бернхард Викки и Герд Освальд, французские и британские - Кен Эннакин. Снимали даже на разных языках, поскольку все актёры, задействованные в картине, говорят на своих родных языках и исполняют соответствующие роли - французы играют французов, немцы - немцев, а американцы - американцев. Здесь наш взор радуют Генри Фонда, Роберт Митчум, Джон Уэйн, Пол Анка, Мел Феррер, Род Стайгер, Стюарт Уитмэн, Родди Макдауэлл, Ричард Бёртон, Шон Коннери, Бурвиль, Кристиан Маркан, Арлетти, Герт Фрёбе и Курд Юргенс. Причём, как и в «Они сражались за Родину», многие появляются лишь в эпизодах. Например, Коннери играет простого рядового и на экране присутствует лишь пару минут. Фильм оказался настолько помпезным и пафосным (американцы ведь именно так и любят), что породил эпигона, пародийную комедию, снятую в Италии в том же 1962 году как европейский ответ на американский пафос и получившую название-антипода - «Самый короткий день». Правда, действие здесь происходит во время другой мировой войны, Первой.
"Самый короткий день", Италия-Франция, 1962, Titanus, режиссёр Серджо Корбуччи, авторы сценария Бруно Корбуччи, Джорджо Арлорио и Джованни Гримальди, композитор Пьетро Пиччони
Здесь мы видим уже весь цвет франко-итальянского кино - Вирну Лизи, Анни Жирардо, Уго Тоньяцци, Тото, Джино Черви, Ренато Сальватори, Паоло Стоппа, Анук Эме, Франко Читти, Витторио Гассмана, Антонеллу Луальди, Массимо Джиротти, Альдо Джуффре, Симону Синьоре, Теренса Хилла и даже молодого Бельмондо в крошечном эпизоде. Закрался в картину и британский актёр Дэвид Найвен, что ничуть фильму не повредило.
"Горит ли Париж?", Франция-США, 1966, Paramount, режиссёр Рене Клеман, авторы сценария Гор Видал, Фрэнсис Форд Коппола, Пьер Бост и Жан Оранш, композитор Морис Жарр
Следующим в списке у нас «Горит ли Париж?» - совместная франко-американская картина. Фильм поистине интернационален, поскольку не только его актёрский, но и технический состав демонстрирует великолепное сотрудничество. Достаточно назвать Френсиса Форда Копполу и Гора Видала в качестве сценаристов, Мориса Жарра в качестве композитора и Рене Клемана (прожившему в Америке на тот момент уже достаточно долго) в качестве режиссёра. Кино о приказе Гитлера взорвать Париж при попытке его освобождения силами союзников. Здесь тоже все роли распределены по странам - американцы играют американцев, французы - французов, а немцы - немцев. Единственный, кто играет шведа - это великий Орсон Уэллс. А дальше просто праздник для киномана! Французы - Ален Делон, Жан-Поль Бельмондо, Ив Монтан, Жан-Луи Трентиньян, Шарль Буайе, Лесли Карон, Мишель Пикколи, Симона Синьоре, Жан-Пьер Кассель, Брюно Кремер, Пьер Дюкс, Клод Риш, Пьер Ванек, Патрик Девэр; американцы - Керк Дуглас, Энтони Перкинс, Гленн Форд, Роберт Стэк. Из немцев примечателен лишь Герт Фрёбе, исполнивший роль нацистского коменданта Парижа генерала фон Хольтица. Примечательно, что он играл и в «Самом длинном дне», но там его герой - простой карикатурный немецкий солдат. Фильм очень масштабный и интересный - истории героев как бы перетекают друг в друга, создавая одну общую нить повествования.
"Мост слишком далеко", Великобритания-США, 1977, United Artists, режиссёр Ричард Аттенборо, автор сценария Уильям Голдман, композитор Джон Эдисон
Из Парижа перемещаемся на север, в Нидерланды. Если все предыдущие фильмы были об успехах противостоящих нацистам сил, то следующий - полная им противоположность. «Мост слишком далеко» о провале союзниками наступления под Арнемом в рамках Голландской операции. Удивительно, как кинематограф смотрит правде в глаза, признавая, что были в военной истории победителей и катастрофические неудачи. Фильм невероятно жёсткий и бескомпромиссный, здесь одни мужчины на экране. Единственная женщина - любимая актриса Бергмана Лив Ульман, играющая голландскую медсестру в лазарете. Одна из самых впечатляющих работ в кино Максимилиана Шелла, исполняющего роль обергруппенфюрера СС Вильгельма Биттриха. Все остальные - великолепные британские и американские актёры, играющие, соответственно, британских и американских военных: Дирк Богард, Майкл Кейн, Эдвард Фокс, Энтони Хопкинс, Алан Армстронг, Дэнхольм Эллиотт, Роберт Рэдфорд, Джеймс Каан, Джин Хэкман, Райан О’Нил, Эллиотт Гулд. Великолепен Лоуренс Оливье в небольшой роли голландского врача. Как всегда, колоритен Харди Крюгер в роли бригаденфюрера СС Хармеля. А главное украшение картины - британский генерал-майор Уркварт в исполнении Шона Коннери. Здесь у него уже не эпизод, а практически главная роль. Хотя главных героев в этом фильме нет…
"Тонкая красная линия", США, 1998, 20th Century Fox, режиссёр и автор сценария Теренс Малик, композитор Ханс Циммер
Наконец, тихоокеанский театр войны. Битва за Гуадалканал - это нечто вроде Сталинграда, только для японцев и американцев. Происходившая более полугода военная операция в районе Британских Соломоновых островов в 1942-43 годах лишила наступавшую до того дня Японию стратегической инициативы, положив начало её разгрому. После завершения битвы США перешли в наступление. «Тонкая красная линия» - как раз об этом. И, хотя все герои и события в фильме вымышлены, происходят они как раз во время проведения этой операции. Теренс Малик, снявший картину, один из самых необычных режиссёров современности. Прогремев по всем кинофестивалям мира со своими «Пустошами» и «Днями жатвы» в 70-х, он на двадцать лет вообще исчез из киномира, вернувшись в большое кино в 1998 году с «Тонкой красной линией». Голливудские знаменитости, узнав о возвращении Малика, передрались за право сниматься в этом фильме, многие даже готовы были работать бесплатно, лишь бы у него. В итоге ни Аль Пачино, ни Брюс Виллис, ни Брэд Питт в фильм не попали. Мики Рурк попал, но его потом полностью вырезали. А среди счастливчиков, оставшихся в картине - Шон Пенн, Ник Нолти, Джон Траволта, Джордж Клуни, Вуди Харрельсон, Эдриан Броуди, Джеймс Кэвизел, Джон Сэвидж, Джаред Лето, Бен Чаплин, Джон Кьюсак, Джон Си Райли и Элиас Котеас. Фильм простой и бесхитростный, и в этом его главное достоинство - пафос в рассказах о войне ни к чему, ведь идущий на смерть солдат знает, зачем он это делает.
Собрать в одном фильме более десятка знаменитых высококлассных актёров - непростая задача. Собрать их для воплощения на экране такой неоднозначной темы, как война - задача вдвойне ответственная. Но нет ничего невозможного, и, как видим, это периодически удавалось режиссёрам и продюсерам, превращая многофигурное военное кино в отдельный, в чём-то уникальный жанр. Жанр, который ещё раз напоминает - у войны нет национальности, если есть общий враг - значит, и победа над ним должна быть общей.