Очередная часть моего прошлогоднего кавказского путешествия. Сегодняшний рассказ посвящен прогулке по центру восстановленного Грозного. Утром Аслан привез меня в центр, к музею имени Ахмат-Хаджи Кадырова. Прогулявшись со мной по шикарному зданию, мой чеченский друг уехал. "Хочешь по городу погулять - гуляй. Если заблудишься - спроси у любого, не бойся. Но если проблемы какие-то - звони мне сразу, приеду". У меня есть несколько часов на самостоятельное знакомство с Грозным. Но в этом репортаже я немного нарушу хронологию своей прогулки - и начну не с музея, а с другой точки города - привокзальной площади.
Во всей России - с ее сложносочиненными бюрократическими правилами - фотографировать ж.д. вокзалы "в лоб" не рекомендуется. В Грозном я бы тем более не решился этого сделать. Но кусочек здания вокзала на фото ниже, все-таки, есть. Он выступает фоном для местной машины с очень симпатичным мне тюнингом :)
Именно отсюда, 31 декабря 1994 года, начался самый страшный для российской армии эпизод штурма Грозного - гибель 131-й мотострелковой бригады, составленной, в основном, из новобранцев. К моменту начала штурма город уже 10 дней бомбили и обстреливали. Выступая под лозунгом "восстановления конституционного порядка", Российская федерация активно убивала собственных граждан. От бомб и ракет гибли мирные жители - прежде всего русские, которые не могли бежать из города к родне в сёла (да и сама мысль - убегать от своих - тогда еще казалась дикой).
Но главный удар российское федеральное командование запланировало на 31 декабря. Городу был уготован адский новый год... 1-й и 2-й батальоны 131-й Майкопской мотострелковой бригады, практически не встречая сопротивления, вышли к железнодорожному вокзалу. Там они соединились с мотострелковым батальоном и танковой ротой 81-го Петроковского полка. Заняв вокзал, разместили боевую технику на Комсомольской улице, ведущей в центр города. До президентского дворца отсюда - чуть больше километра.
Здесь они и попали в умело подготовленную ловушку. С верхних этажей зданий дудаевцы нанесли удары по танкам. Подбитые машины блокировали остальным пути отхода. Атакованные части отошли к вокзалу, где попали в окружение. За два дня бригада потеряла 189 человек убитыми, пленными и пропавшими без вести, 20 танков Т-72 из 26-ти, 102 БМП из 120-ти, все 6 ЗРПК «Тунгуска» зенитного дивизиона. Помощь уже уничтоженным частям пришла только утром 2 января...
Ниже - кинохроника штурма Грозного, с фрагментами переговоров офицеров Майкопской бригады и боевиков. Дает возможность почувствовать атмосферу тех дней.
Click to view
Напротив вокзала - разрушенное здание. Как я узнал позже, это "грозненский дом Павлова", если не ошибаюсь, бывший универмаг. Он несколько раз переходил из рук в руки. И, насколько я понимаю, именно оттуда дудаевский офицер вел переговоры с зажатыми в здании вокзала федералами.
Возвращаемся в центр по Комсомольской улице. Здесь тоже можно встретить мертвые здания, которые хранят на себе страшные следы.
А здесь, за высокой стеной, - комплекс зданий управления Погранвойск ФСБ России. Живут, насколько я понимаю, тоже здесь, под надежной охраной... Кстати, через две недели после моего отъезда недалеко отсюда, возле одного из отделений полиции взорвались двое смертников (погибли, правда, только они - заряд сдетонировал слишком рано). Да, в Чечне сейчас достаточно спокойно. Но только для тех, кто не носит на себе погоны...
Сворачиваю с Комсомольской во дворы на соседних улицах. Тут уже - совсем другие пейзажи. Мирные, во всех смыслах слова.
Детский садик. Спасибо дяде Рамзану за счастливое детство (нет, это не точный перевод - хотя по сути, может, и близко :)
А вот еще интересное здание. "Казахский дом". Деньги на его восстановление выделил дружественный Казахстан (слева - портрет Назарбаева). Правда, злые языки поговаривают, что назарбаевских денег хватило только на первые два этажа. Третий достраивали уже за счет фонда Ахмата Кадырова.
Дальше мы опять немного нарушим хронологию и географию - и окажемся в начале проспекта Путина (бывшего проспекта Победы) - возле мемориального комплекса Славы, в котором находится музей им. Ахмат-Хаджи Кадырова. Комплекс посвящен героям войны (но не чеченской, а Великой отечественной). В центре - конная скульптура командира 28-го гвардейского кавалерийского полка Мовлади Висаитова, прошедшего с боями от Терека до Эльбы. Да, не все вайнахи с гитлеровцами сотрудничали. Были и Герои Советского Союза.
Висаитов, командир полка, почти полностью состоявшего из чеченцев и ингушей, был одним из первых, кто встретился с союзниками на Эльбе. Был награжден американским орденом "Легион чести". В 1946 г. его, представителя депортированного народа, отправляют в запас. Висаитов пишет рапорт на имя Сталина:
«Я не отношусь к категории офицеров, которые подлежат демобилизации по старости, по инвалидности или по каким-либо другим причинам, поэтому ещё с большей силой переживаю своё положение. Как мне кажется, единственной причиной такого подхода ко мне со стороны отдельных кадровых работников то, что я - чеченец. Других причин нет. Я знаю, что нашей идеологии чужды биологические принципы, принципы расовой ненависти, которые являлись принципами идеологии гитлеровцев. В дни тяжёлых испытаний на передовых позициях фронта меня вдохновляла на борьбу с врагом не на жизнь, а на смерть вера в наше правое дело, в нашу Победу. Именно эта вера и сделала меня непоколебимым при самых сложных ситуациях».
Ответа подполковник не получает. Но и репрессий не последовало. Возможно, Висаитова спас тот самый орден, полученный от союзников - советскому руководству не нужен был международный скандал.
Ну а дальше - музей, посвященный теперь уже Герою России, Ахмату Кадырову.
Обратите внимание на одежду женщин-уборщиц. Примерно так одеваются почти все замужние чеченки.
Внутри - картины, скульптуры, мрамор... И запрет на фотографирование. Делаем пару шпионских кадров :)
Внизу - стенды, посвященные Ахмату.
В целом - экспозиция музея, пока что, выглядит гораздо беднее, чем его интерьеры. На улице интереснее. Напротив комплекса Славы - сквер памяти журналистов, погибших в чеченских войнах.
Кстати, я специально старался фотографировать в городе все надписи на чеченском языке. Но набралось их совсем немного. Не удалось найти и ни одной газеты на чеченском. С языком там вообще интересная ситуация - прямо противоположная той, что сложилась на Украине. Например, в Донецке услышать украинскую речь на улице можно крайне редко. Но при этом, державна мова встречает доминирует на рекламных плакатах и в эфирах национальных телеканалов; и даже в Донбассе в половине школ преподавание уже ведется на украинском. В Грозном все по-другому. Основной письменный язык - русский. На русском обучают и школьников (хотя есть уроки чеченского языка). Но при этом, вокруг слышна только чеченская речь. Если языком действительно пользуются - никакая "тотальная русификация" (и даже депортация) ему не помеха...
Напротив сквера - памятник Дружбе Народов. На постаменте - три революционера, чеченец Шарипов, ингуш Ахриев и русский Гикало. Местные (еще с довоенных времен) называют этот памятник «Три дурака». Были и другие прозвища, еще менее политкорректные. Среди русских был популярен вариант «Гикало и два шакала», а среди вайнахов «Два джигита держат бандита». Во время войны памятник сильно пострадал. На фигурах до сих пор можно увидеть следы от взрывов. А еще, можете почитать
ностальгическую статью о «Трех дураках», написанную бывшим грозненцем Константином Семеновым, автором
сильных произведений о чеченской войне.
Еще одну историю о памятнике мне накануне рассказал Абдулла, друг Аслана:
"Возле «Трех дураков» по ночам гаишники стоят. Так вот Кадыров, когда у него настроение хорошее, садится на какую-нибудь шаху раздолбанную - и начинает там кружить по кольцу перед ними. Виражи, развороты, заносы, все дела. А они-то знают, кто там внутри сидит - не тормозят его. И вот Рамзан наиграется - подъезжает к какому-нибудь лейтенанту. «Что ж ты, говорит, меня не остановил? Вот так вы, значит, работаете?». А лейтенант бледный стоит, дрожит, обосрется скоро. Ну как бы он мог Рамзана остановить, сам подумай?" :)
Кстати, гуляя по городу, я обращал внимание на местный автопарк. Машин премиум-класса немного - гораздо меньше, чем в Донецке. В основном - "Лады-Приоры" (их собирают в соседнем Гудермесе). Чуть меньше - подержанных "мерседесов", как у Аслана ("Понимаешь, - говорил он мне, - мы, чеченцы, считаем, что есть два типа машин - "мерс" и все остальные"). Но крутизна здесь определяется не маркой авто, а номерами. Самая "блатная" серия - начинается с буквы "к" и заканчивается буквами "ра". КРА - Кадыров Рамзан Ахматович. Такие номера выдаются приближенным Рамзана или тем, у кого есть какие-то "особые заслуги". "КРА может быть и на "Приоре", - рассказывает Аслан. - Может, в ней 15-летний сын чиновника катается. Но мент его не остановит никогда. И даже на мойке будут мыть бесплатно".
По всему городу - портреты Ахмата, Рамзана и Владимира. Такие себе Отец, Сын и Святой Дух.
"Чечня доказала всему миру, что она достойный и надежный защитник России." В.В. Путин.
Недалеко от комплекса Славы строилось новое здание Национального музея. Наверное, уже достроено.
Рядом - восстановленный "Барский дом", одно из немногих старинных зданий Грозного.
Есть в Грозном и салоны красоты...
...и даже свой глянцевый журнал!
Платок - непременная часть женского гардероба, утвержденная на официальном уровне. Без него, насколько я знаю, женщину не пустят ни в одно городское учреждение. (А вот хиджаб и паранджу можно увидеть крайне редко. В современной Чечне такой наряд считается признаком ваххабизма и, понятное дело, не приветствуется). Впрочем, для мужчин тоже есть свой дресс-код. Например, появление на улице в шортах считается крайне неприличным. Поэтому я удивился, когда увидел парня в шортах на центральной площади города (он, как и я, похоже, был не местным). Уже через несколько секунд посреди перекрестка остановилась машина. Из окна высунулся грозного вида бородач и заорал: "Уэй, как ты ходишь, пидарас. Штаны надень"! Да, Грозный это уже не Россия...
Я, к счастью, имел представление о местных правилах приличий - поэтому по площади Ахмата Кадырова мог гулять спокойно. В штанах :)
У въезда на площадь - один из немногих "довоенных" домов с красноречивой надписью.
Мечеть "Сердце Чечни". За ней, на другом берегу реки Сунжа, пафосные небоскребы комплекса "Грозный-сити".
Центральная высотка - та, что с часами - в апреле этого года загорелась, заставив горожан вспомнить о днях войны. К счастью, никто не пострадал. (Кстати, именно в этом здании поселили "нового грозненского" Жерара Депардье). Выяснилось, что при строительстве была использована крайне пожароопасная обшивка. Но наказали, вроде бы, сделали только одного стрелочника - рабочего, которого признали виновным в пожаре.
Фото @zrmv
Через дорогу от мечети - сквер с памятником погибшим во время двух чеченских кампаний сотрудникам МВД. Примерно в сорока метрах отсюда, если смотреть прямо, раньше стоял сожженный
президентский дворец.
На аллеях сквера - гранитные плиты с цитатами великих людей.
Переходим мост через Сунжу. Новая набережная с трибунами для праздничных выступлений. За год до моего приезда, во время расчистки берега для строительства, здесь подорвался на мине тракторист.
Справа виден строящийся дом приемов правительства ЧР. Слева, вдалеке (там, где виднеются минареты) часть резиденции президента.
Идем по проспекту Кадырова. Большая часть многоэтажек здесь отделана натуральным астраханским камнем. Очень красиво. На торцах домов - духоподъемные фотографии Сами-знаете-кого.
А вот такие домики между двумя войнами построили для ближайших соратников Масхадова. Каждый дом - на одну семью. Кто там живет сейчас - не знаю. Возможно, тоже непростые люди. (Хотя главный "мажорский" квартал, где живут высокопоставленные чиновники и их родственники, находится в другой части центра города. Аслан показывал мне его. Но туда так просто не войдешь и не въедешь).
Православная церковь Михаила Архангела. В 1995 году храм был разрушен бомбардировкой. Богослужения проводились в подвале. Через год боевиками был похищен и вскоре убит настоятель храма, отец Анатолий (Чистоусов). Следующий настоятель, иеромонах Евфимий (Беломестный) был захвачен в январе 1997 г. Освобожден в ходе спецоперации в феврале того же года. В июне 1999 года был похищен очередной священник, иеромонах Захария (Ямпольский). Его судьба неизвестна...
Сейчас храм действует. Его посещают члены теперь уже немногочисленной русской общины Грозного. Правда, в тот день он был закрыт. Церковь постоянно охранят наряд полиции. На всякий случай...
Тоннель под железнодорожным мостом. "Он ушел непобежденным" - это, конечно, про Ахмата Кадырова. Его, напомню, взорвали 9 мая 2004 года, на стадионе "Динамо", на праздничном концерте в честь Дня победы.
А вот в этом туннеле 6 октября 1995 года произошел другой известный взрыв. Радиоуправляемый фугас взорвался под автомобилем командующего Объединенной группировкой войск в Чечне, генерала-полковника Анатолия Романова. Он чудом выжил - но с тех пор находится в состоянии комы.
Отсюда - несколько минут ходьбы до одного из главных символов Чеченских войн - площади Минутка. Когда-то это была площадь Октябрьская, потом - Никиты Хрущева, но ее все равно называли Минуткой (когда-то здесь проходил рабочий поезд, стоял одну минуту; народное название в 1995 году стало официальным). И в 95-м, и в двухтысячных здесь шли самые кровопролитные бои.
Так выглядела площадь до войны (похоже на донецкую площадь Коммунаров до постройки Золотого кольца - только открытый подземный переход поменьше):
Так - во время войны:
А вот так она выглядела в 2012 году. Комплекс новых зданий построили азербайджанцы:
В магазине возле площади покупаю сладости для детей (по кавказским традициям, материально благодарить хозяев за прием не принято - а вот угощения детям купить можно). Возвращаюсь назад.
Прохожу мимо дворца бракосочетания (говорят, первое административное здание, восстановленное после войны) с традиционным свадебным шатром во дворе.
Возвращаюсь к мечети. Мне звонит Аслан. Договариваемся встретиться через 10 минут.
Аслану нужно заехать по делам в соседний городок Аргун. Ехать всего полчаса. Пробок в чеченской столице не бывает. Выезжаем из Грозного. На границе города - большая въездная арка (когда-то на ней была надпись краской "Добро пожаловать в ад!"). Чуть дальше - глобус с надписью "Грозный - центр мира" (не шучу)! По дороге, через каждые 200 метров - портреты "Святой троицы".
Заезжаем в Аргун, чуть не застряв в раскисшем от дождей грунте в частном секторе. Рядом, у дороги строится необычного вида мечеть.
По дороге назад спрашиваю Аслана - действительно ли в Чечне так активно голосуют за Путина и единую Россию?
- Ну как, - отвечает он после небольшой паузы, - понятно, что во все учреждения спускают процент, который должны на выборах сделать. Вон, жена моя тоже не могла не прийти на выборы. Уволить могли... А с другой стороны, почему и не проголосовать? Ты же сам видишь, сколько всего строится, сколько построено уже. А что при Масхадове было? Ничего, только разруха.
На следующее утро я уезжаю в Веденский район, на границу с Дагестаном, на горное озеро Казеной-Ам. Аслан договорился со своим другом из Дышне-Ведено. Он встретит меня и отвезет в горы.
Попрощаться со мной приходят Абдулла и Рамзан. На этот раз в "цех" мы, к счастью, больше не идем (хватит с меня вчерашних трипов :) Пьем чай во дворе, играем в карточную игру "козел". Абдулла записывает счет.
- Слушай, а как у тебя имя полностью пишется?.. Усеуолод?.. Редкое имя, никогда не слышал. А давай я тебя запишу Саид. Нам так привычнее.
Так я получаю свое чеченское имя - Саид, с ударением на первый слог :)
В "козла" мне так и не удается ни разу выиграть. Аслан, Рамзан и Абдулла - куда более матерые игроки. После их очередной схватки делаем паузу на перекур.
- Ну как, хорошо сегодня погулял? - спрашивает Абдулла?
- Да. Грозный красивый!
- Конечно. У нас сейчас как в Эмиратах. А раньше город тоже очень красивый был. Но другой совсем. И все тут жили нормально - и русские, и украинцы. Нет уже теперь того города. Многие вспоминают, жалеют - особенно те, кто постарше...
Гости уезжают около полуночи. Утром Аслан отвезет меня на автостанцию возле "Минутки". Я еще вернусь в его дом - на обратном пути с потрясающе красивого Казеной-Ам.
Продолжение следует. Читайте также:
Сентябрь Беслана Салам Алейкум, Гlалгlайче. Мимолетное знакомство с Ингушетией Привет, Чечня