Slovenija 2021 (XXI): Ljubljana (6)

Dec 19, 2021 22:54




Продолжается неспешная прогулка по Любляне. В прошлый раз мы прошли от Национальной Галереи до площади Прешерна, а сегодня снова перейдём на правый (восточный) берег Любляницы, осмотрим снаружи кафедральный собор и побываем во дворе ратуши.

Вид на рыночную набережную Йоже Плечника, собор и здание Крейсамта.




Колокольни и купол собора.




Рыночная площадь за набережной, собор и замок на скале.







Перейдём реку и выйдем на рыночную площадь. Опирающаяся на стол с двумя арками крытая галерея, ведущая из архиепископского дворца в собор.




Западный портал собора выходит в узкий переулок между двумя площадями.




Бронзовые врата, называемые Словенскими, были созданы в 1996 г. скульптором Тоне Демшаром, изобразившим на рельефе события из истории Словении.




Сюжеты подробно описаны в словенской Википедии: археологические древности дославянской эпохи, липа, символизирующая словенский народ, слева от неё крещение каринтийских князей Горазда и Хотимира (VIII в.), а справа -- толпа, собравшаяся у так называемого княжьего камня -- обломка римской колонны, символа первого словенского государства. За липой виднеется силуэт церкви Вознесения Богоматери в городке Мария-Заль в Каринтии, который словенцы называют Госпа Света; эта церковь была первой, построенной на словенских землях. Около неё изображены Св. Модест Каринтийский и Св. Павлин Аквилейский, распространявшие христианство в словенских землях в VIII в. Также мы видим Свсв. Кирилла и Мефодия и монаха в скриптории, анонимного автора Фрейзингенских отрывков X-XI вв., первого текста на древнесловенском языке.




Выше мы видим крестоносцев, над ними восставших крестьян, справа -- турецких всадников, скачущих к укреплённой церкви в Храстовле. Над турками мы видим руки с книгами, символизирующие протестантизм и Приможа Трубара (1508-1586), памятник которому я уже показывал (очевидно, изображение протестантских деятелей на вратах католического собора никого не смущает).




В противовес реформатору Трубару изображён деятель Контрреформации епископ и покровитель искусств Томаж Хрен (1560-1630), а справа от него епископ и деятель национального возрождения Антоний Мартин Сломшек (1800-1862); рядом с ним изображён миссионер и языковед Фредерик Барага (1797-1868), среди прочего опубликовавший первую книгу на алгонкинском языке оттава, а также грамматику и словарь языка одживбе, и защищавший коренных американцев от политики насильственных переселений. Выше мы видим борцов за независимость Словении и пленных обеих мировых войн. На всё вышеперечисленное смотрит папа Иоанн Павел II, к визиту которого в Словению и были созданы эти врата.




Идём дальше. Доска в память о старом соборе, построенном ещё в середине XIII в. и неоднократно горевшем и перестраивавшемся.




Симпатичный дом напротив.




Барочная пьета.




Ещё одни врата, боковые и одновременно служащие входом с собор. Они также были созданы в 1996 г., на этот раз скульптором Мирсадом Бегичем.




Рельефы изображают мёртвого Христа, над которым склонились люблянские епископы ХХ в.: Станислав Ленич (1911-1991), Антон Бонавентура Еглич (1850-1937), Антон Вовк (1900-1963), первый архиепископ, Грегорий Рожман (1830-1959), Йожеф Погачник (1902-1980) и Алоизий Шуштар (1920-2007).




Над епископами -- стилизованный скелет, символизирующий тленность всего людского, а справа -- изображение Богоматери-Помощницы с Младенцем из деревушки Брезе недалеко от Радовлицы, где находится базилика Богоматери-Помощницы -- главное место поклонения в Словении.




Фасад южного крыла трансепта.




Солнечные часы.




Общий вид южного фасада.




Барочный портал богословской семинарии (XVIII в.).




Вид в сторону Городской площади (Mestni trg) и фонтана Франческо Роббы (точнее, копии оригинала, который мы видели в Национальной Галерее).




Фонтан ближе.







Напомню, что скульптуры символизируют три главные реки Карниолы -- Саву и её притоки Любляницу и Крку.







Вид от фонтана на архиепископский дворец и собор.




Дверь Российского культурного центра, занимающего роскошное здание в стиле модерн.




Деталь его.




Вид на ратушу.




Рыбная улочка, ведущая на набережную.




Вид на ратушу из-под арки.




И без арки. Первоначальное готическое здание было построено в 1484 г., затем в 1717-19 гг. перестроено в стиле барокко.




Ренессансный дворик с росписями-сграффито, выполненными в историческом стиле в 1931 г. уже известным нам художником Матеем Стерненом.










Известный нам дракончик.




Надпись об обновлении росписей М. Стерненом.




Орёл.




Чьё-то лицо и журавли со змеями.




Единороги.




Дракон и улитка.




Пляшущие путти и дата -- 1962.




Сатир с трубой.




Фонтан с Нарциссом, ещё одна работа Франческо Роббы.




Ещё один дворик, в котором выставлен какой-то арт.




И ещё один с аркадами.




План Любляны во второй половине XVII в.







Большой дом с классицистическим фасадом напротив ратуши.




И на этом всё, поскольку, видимо, снова пошёл дождь, а я проголодался, и больше в этот день уже не фотографировал. Спасибо за внимание, продолжение следует.

ljubljana, renaissance, modernism, painting, slovenija, sculpture, photos, art nouveau, barocco

Previous post Next post
Up