Продолжается неспешная прогулка по Любляне. В
прошлый раз мы прошли от
Национальной Галереи до площади Прешерна, а сегодня снова перейдём на правый (восточный) берег Любляницы, осмотрим снаружи кафедральный собор и побываем во дворе ратуши.
Вид на рыночную набережную Йоже Плечника, собор и здание Крейсамта.
Колокольни и купол собора.
Рыночная площадь за набережной, собор и замок на скале.
Перейдём реку и выйдем на рыночную площадь. Опирающаяся на стол с двумя арками крытая галерея, ведущая из архиепископского дворца в собор.
Западный портал собора выходит в узкий переулок между двумя площадями.
Бронзовые врата, называемые Словенскими, были созданы в 1996 г. скульптором Тоне Демшаром, изобразившим на рельефе события из истории Словении.
Сюжеты подробно
описаны в словенской Википедии: археологические древности дославянской эпохи, липа, символизирующая словенский народ, слева от неё крещение каринтийских князей Горазда и Хотимира (VIII в.), а справа -- толпа, собравшаяся у так называемого княжьего камня -- обломка римской колонны, символа первого словенского государства. За липой виднеется силуэт
церкви Вознесения Богоматери в городке Мария-Заль в Каринтии, который словенцы называют Госпа Света; эта церковь была первой, построенной на словенских землях. Около неё изображены Св. Модест Каринтийский и Св. Павлин Аквилейский, распространявшие христианство в словенских землях в VIII в. Также мы видим Свсв. Кирилла и Мефодия и монаха в скриптории, анонимного автора
Фрейзингенских отрывков X-XI вв., первого текста на древнесловенском языке.
Выше мы видим крестоносцев, над ними восставших крестьян, справа -- турецких всадников, скачущих к укреплённой
церкви в Храстовле. Над турками мы видим руки с книгами, символизирующие протестантизм и Приможа Трубара (1508-1586),
памятник которому я уже показывал (очевидно, изображение протестантских деятелей на вратах католического собора никого не смущает).
В противовес реформатору Трубару изображён деятель Контрреформации епископ и покровитель искусств
Томаж Хрен (1560-1630), а справа от него епископ и деятель национального возрождения
Антоний Мартин Сломшек (1800-1862); рядом с ним изображён миссионер и языковед
Фредерик Барага (1797-1868), среди прочего опубликовавший первую книгу на алгонкинском языке оттава, а также грамматику и словарь языка одживбе, и защищавший коренных американцев от политики насильственных переселений. Выше мы видим борцов за независимость Словении и пленных обеих мировых войн. На всё вышеперечисленное смотрит папа Иоанн Павел II, к визиту которого в Словению и были созданы эти врата.
Идём дальше. Доска в память о старом соборе, построенном ещё в середине XIII в. и неоднократно горевшем и перестраивавшемся.
Симпатичный дом напротив.
Барочная пьета.
Ещё одни врата, боковые и одновременно служащие входом с собор. Они также были созданы в 1996 г., на этот раз скульптором Мирсадом Бегичем.
Рельефы изображают мёртвого Христа, над которым склонились люблянские епископы ХХ в.: Станислав Ленич (1911-1991), Антон Бонавентура Еглич (1850-1937), Антон Вовк (1900-1963), первый архиепископ, Грегорий Рожман (1830-1959), Йожеф Погачник (1902-1980) и Алоизий Шуштар (1920-2007).
Над епископами -- стилизованный скелет, символизирующий тленность всего людского, а справа -- изображение Богоматери-Помощницы с Младенцем из деревушки Брезе недалеко от
Радовлицы, где находится
базилика Богоматери-Помощницы -- главное место поклонения в Словении.
Фасад южного крыла трансепта.
Солнечные часы.
Общий вид южного фасада.
Барочный портал богословской семинарии (XVIII в.).
Вид в сторону Городской площади (Mestni trg) и фонтана Франческо Роббы (точнее, копии оригинала, который мы
видели в Национальной Галерее).
Фонтан ближе.
Напомню, что скульптуры символизируют три главные реки Карниолы -- Саву и её притоки Любляницу и Крку.
Вид от фонтана на архиепископский дворец и собор.
Дверь Российского культурного центра, занимающего роскошное здание в стиле модерн.
Деталь его.
Вид на ратушу.
Рыбная улочка, ведущая на набережную.
Вид на ратушу из-под арки.
И без арки. Первоначальное готическое здание было построено в 1484 г., затем в 1717-19 гг. перестроено в стиле барокко.
Ренессансный дворик с росписями-сграффито, выполненными в историческом стиле в 1931 г. уже известным нам художником Матеем Стерненом.
Известный нам дракончик.
Надпись об обновлении росписей М. Стерненом.
Орёл.
Чьё-то лицо и журавли со змеями.
Единороги.
Дракон и улитка.
Пляшущие путти и дата -- 1962.
Сатир с трубой.
Фонтан с Нарциссом, ещё одна работа Франческо Роббы.
Ещё один дворик, в котором выставлен какой-то арт.
И ещё один с аркадами.
План Любляны во второй половине XVII в.
Большой дом с классицистическим фасадом напротив ратуши.
И на этом всё, поскольку, видимо, снова пошёл дождь, а я проголодался, и больше в этот день уже не фотографировал. Спасибо за внимание, продолжение следует.