Штурм неба против виртуальной экономики

Jan 15, 2015 20:27


Любители разоблачать “тоталитарное прошлое”, пришедшие к нам с диссидентских кухонь, любят назидательно спрашивать “А хотелось бы лично вам жить при Сталине? А если бы вашу семью расстреляли?”. Не знаю, кому как, а мне в 30-х годах было бы чем заняться. В эпоху, когда каждый год возводились новые города, индустриальные гиганты, когда отступала перед человеком пустыня и тайга,  я как экономист был бы востребован. Сейчас же, в постиндустриальное время упадка, остается лишь готовить менеджеров по продажам, маркетологов и прочих агентов виртуальной экономики.

Наука как таковая (что гуманитарные, что технические дисциплины) вытеснена за борт. Если попросить человека на улице назвать хотя бы пять современных ученых, то подавляющее большинство опрошенных впадет в ступор, выйдя из которого, наверное, кто-то вспомнит Хоукинга и Перельмана, однако лишь жалкие единицы смогут сформулировать сферу их научных исследований, не говоря уж о конкретных достижениях. Зато вся страна оклеена афишами финалистов шоу “Голос” и всевозможных “битв экстрасенсов”.

Что касается российской экономики, то ей наука не нужна (чуть встряхнулись только сейчас, с началом конфронтации с Западом). Испробованный способ достижения успеха в РФ - попасть на хлебное место в госорганах или попиливать бюджет, работая с государством, либо разбогатеть в финансовой сфере, выдавая кабальные кредиты. Крайний вариант, самый продвинутый - разбогатеть на торговле незамысловатыми товарами. Характерно, что среди представителей бизнеса в кумирах нынче не поднадоевшие Абрамовичи и Дерипаски, а такие персоны как владелец сети “Магнит” Сергей Галицкий.

Галицкий - провинциальный герой для self-made молодежи. Пронырливый краснодарский армянин, сумевший не только выгодно жениться, но и накрыть страну гигантской сетью продуктовых супермаркетов. По мне так все это - скука смертная. Характерно, что в начале XXI века героем российского бизнеса стал представитель даже не индустриальной, а аграрной экономики (не в передовой, а в весьма архаичной версии), уходящей в позапрошлый век.

Модно клеймить большевиков за разруху, голод, миллионы отданных жизней. Однако, в чем им не откажешь - так это в историческом размахе. В годы гражданской войны, в разрываемой на части стране “красные дьяволята” создавали конструкторские бюро, открывали Центральный аэрогидродинамический институт им. профессора Н. Е. Жуковского, организовывали геологоразведочные экспедиции.

Представьте, что в 2015 году в Донецкой республике под бомбежкам разворачивается институт генной инженерии, занимающийся проблемами продления жизни. Вообразить такое сложно, ибо средний человек обмельчал, стал банальным, лишился дерзновения.

Важны здесь не только нюансы доктрин, но сам дух эпохи 20-30-х. Человечество одухотворялось верой в прорыв, в штурм неба, в осознание сути вещей. Проницательные умы творили в России, в Германии, в Италии, в США, осмеливаясь думать смело и масштабно. Грезил живой вселенной и человеческим бессмертием Циолковский, ломал физические догматы Эйнштейн, взрывал мещанское сознание  Фрейд (и те, кто боролись с Фрейдом). Это было начало мира, предвосхищенного авангардистами и футуристами - Маринетти,  Татлиным, Маяковским, Юнгером. Им всем было суждено проиграть.


рендустриализация, штурм неба, пластмассовый мир, потреблядство, экономика

Previous post Next post
Up