Упущенная перестройка. Крах нации Гагарина

Jan 09, 2015 17:58


Вчера с Павлом Жеребиным обсуждал, чем отличался НЭП от перестройки. Инициаторы НЭПа достаточно серьезно отпустили экономику, но прочно держали политику. В перестройку все было наоборот - шаги в сторону народной экономической самоорганизации были фрагментарны, зато идеологию отпустили в свободный полет, точнее падение. В итоге позднесоветский маразм сменили еще более деструктивные идеи, убившие, а не развившие государство. Но ведь была альтернатива!

Следовало прежде поощрять хозяйственную самоорганизацию граждан, создавать многоукладность, чем делать упор на гласности и свободе слова. Опираясь на техническое новаторство, на прорывные технологии, откладываемые номенклатурой в пыльные чуланы НИИ, можно было создать привлекательный образ будущего, нацию Юрия Гагарина, перед которой померкли бы фарцовщики и пепси-кола. Обновившись технически и эстетически, поверив в свои силы, можно было открыть железный занавес, но не впустить Запад к себе, а самим нести туда свои ценности (характерно, что огромная часть европейский интеллигенции симпатизировала красным, и лишь засилье мамонтов в руководстве КПСС мешало эффективной работе с ними).

Советская экономика могла пойти по китайскому пути, произведя модернизационный рывок, а страна могла сохранить свою целостность,  развив при этом демократические институты. Само собой, этот сценарий категорически не устраивал Запад, поэтому яркими красками расцвела махровая демшиза, поставившая вопрос “или/или”, превратившая идею модернизации государства в вирус разрушения.

В отличие от имевшей почерк предательства перестройки, организуемый  начале 20-х годов НЭП не подрывал государственную структуру. Еще распаленные Гражданской войной большевики, не растерявшие свои пассионарность, дали возможности нэпманам развивать частные инициативы, однако держали ситуацию под контролем. Некоторые романтики Октября кончали жизнь суицидом, обвиняя партию в буржуазном перерождении, однако факты говорят о том, что образовавшаяся прослойка нэпманов не смогла проникнуть в руководство РКП(б), сохранявшее идеалы социализма. Внедрение элементов рыночной экономики  не привело ни к повальному потребительству, ни к преклонению перед Западом.

Что касается перестроечных реформаторов, то они преклонялись не перед реальным Западом, а перед пропагандистским муляжом, копируя не передовые западные наработки, а устаревшие, опровергнутые практикой концепции. Смешно сказать, но когда молодые Гайдары, Ясины доказывали, что Запад - это неограниченный рынок, драйвером которого является свободное предпринимательство, в США и Европе развивалась КСО (корпоративная социальная ответственность), согласно которой на капитал налагались серьезные обязательства - перед местными сообществами, перед работниками, перед окружающей средой. Бурбулисы и Явлинские высмеивали советские заклинания про “заводы рабочим” в то время, как американские магнаты приглашали рабочих на заседание советов директоров.

Среди упущенных возможностей перестройки стоит также отметить, что оголтелые рыночные фундаменталисты перерубили возрождающиеся коллективные формы хозяйствования - раньше они назывались артелями, а при Горбачеве кооперативами. В качестве альтернативы госсобственности собственности предлагалась лишь полная приватизация всего и вся, вновь искусственно навязанная вилка “или/или”. В итоге класс крупных собственников успешно образовался, а вот организацию трудовыми коллективами самостоятельных малых и средних предприятий сначала высмеяли, а потом задушили рэкетом и бандитским переделом.

Современная ситуация в РФ, конечно, не является перестроечной калькой, однако отдельные параллели прослеживаются. Костное, неповоротливое, забюрократизированное государство откровенно душит предпринимательство (достаточно вспомнить о повышении ключевой ставки ЦБ до 17%) - не сырьевых монстров, не распильщиков бюджета, не естественные монополии, у которых уже давно все налажено, а тех, кто хочет начать дело с нуля. Как много говорится о поддержки инновационных производств, однако в реальности инноваторы стонут от невозможности получения кредитов по адекватной ставке.

В то же время идеологический фундамент страны откровенно шаткий. Обществу говорят правильные слова про реиндустриализацию, повышение экономической самодостаточности, однако погрязшие в потреблядстве управленческие круги откровенно игнорируют декларативный патриотический пафос. Какой импортозамещение, сынок, когда у каждого депутата Госдумы припасен особнячок в Греции или в скучной Болгарии? Элита, а также ее обслуга, пока способна грозить кулаком Америке лишь с телеэкранов (чего стоит хотя бы отдыхающий в Амстердаме “боец с гейропой” Дмитрий Киселев), а в реальности не готова затянуть пояса и, наконец, заняться национальной экономикой.


рендустриализация, СССР, штурм неба, анализ, экономика

Previous post Next post
Up