Впервые руины римской эпохи я увидела
в турецком городе Сиде. Там под открытым небом, располагается целый комплекс, включающий театр, форум, бани, жилые постройки, нимфеум (фонтан) и многое другое. Эмоции, которые я испытала при посещении этого места, не померкли и по сей день. До сих пор я могу взахлеб пересказывать свои впечатления, делиться восторгами от римского театра, величественных колонных улиц, арок и храмов. И меня ни на йоту не смущало, что некоторые из этих сооружений находились в столь руинизированном состоянии, что сложно было угадать в них тот или иной объект. Странно, конечно, но почему то я решила, что отныне я страстно люблю развалины, и мне определенно понравится всё увиденное впоследствии. Но я ошиблась.
Одной из главных достопримечательностей греческих Салоников является римская агора. Туда мы и направились после прогулки по городу, которая не принесла мне особого эстетического удовольствия. Помня свой опыт поездки в Сиде, я буквально бежала к агоре, в надежде хоть там найти позитив и душевный комфорт. Памятник архитектуры находится буквально в двухстах метрах от площади Аристотеля, что делает его весьма популярным местом среди туристов. Но нам повезло, среди посетителей оказались только мы.
Попадая за ржавые ограждения, кои окружают все более менее значимые достопримечательности Греции, вы оказываетесь на рыночной площади времен Римской империи. Агора находится гораздо ниже уровня дорог и современных зданий, тем самым грязные многоэтажки, постоянно попадая в поле зрения, создают давящее и угнетающее впечатление. Стараясь не обращать на них внимания, мы прогулялись по периметру небольшой полянки с ровненьким газоном, где раньше располагалась сама площадь. С одной её стороны скромно присоседился небольшой театр. «Уж римский то театр, не может не произвести на меня хорошего впечатления!», думалось мне. Тихонечко зайдя внутрь и усевшись на скамейку, я собралась подождать трепет, который вот-вот должен меня настигнуть. Но этот капризный товарищ, так и не навестил меня в тот день. Видимо потерялся среди переполненных мусорных баков, повсеместно натыканных по улицам, что ж его можно понять. Ладно, трепета нет, но акустика, которая испокон веков селится в театрах, тут определенно должна быть. Поискали на сцене, пошарились по трибунам, нет её. Всё понятно, место это уже давно мертво и не оживет никогда.
Я абсолютно уверена, что для посетителей, памятники архитектуры, особенно древние сооружения, напрочь теряют свою привлекательность, если эти строения зажаты, задавлены современной застройкой. Конечно, это не касается историков, археологов и всех, кому по долгу службы приходится заниматься изучением артефактов. Эти люди всегда погружены в эпоху, которую изучают, а вот простому человеку чаще всего нужен соответствующий антураж. И если вы сидите на скамейке древнего театра, а из-за сцены выглядывает неопрятный современный дом, очень сложно включить фантазию и представить, что когда-то со сцены читали поэмы Гомера или Овидия. Я не пытаюсь поставить под сомнение чью-либо способность оценить красоту архитектуры или иных произведений искусства. Но для меня, как для дилетанта, по большому счету, важна не только академическая оценка, но и чувство удовлетворения от увиденного. А оно чаще всего скалывается от комфортных условий просмотра, от ауры места, его души, если угодно. Так вот, приходя в бездуховное место, не имеет смысла ждать там вдохновения, трепета или услады глаз.
Но положительный момент мы всё-таки нашли. Изюминка агоры заключается в её двухуровневой системе. В древности на верхней площади организовывались собрания и другие значимые для города мероприятия, а нижний этаж занимали лавки торговцев. Сейчас там находится музей с артефактами, найденными при раскопках этого места. Музей весьма приятен, имеет богатую коллекцию находок, одна из экспозиций рассказывает об этапах раскопок и восстановления агоры. О самом музее я, скорее всего, расскажу отдельно. Уж больно много получилось фотографий, и комкать всё в один отчет не хочется.