Историю России XX - начало XXI века школьники изучают в девятом классе. Дома на книжной полке как раз оказался один из вариантов учебника, по которому ведутся занятия. Из чистого любопытства я решила его полистать. И знаете, от чего берегут нежные и неокрепшие умы детей? Возможно, вы уже догадались, что речь идет об одном из самых страшных преступлений XX века, расстрела 21 857 военнопленных польских офицеров сотрудниками НКВД весной 1940 года. Учебник ограничивается фразой «сразу после разгрома Польши…» и всё! А зачем травмировать деток такими мелкими деталями? Видимо, чтобы до старости их умы оставались нежными и размякшими. Гораздо выгоднее создать образ героев либо жертв и не позволять даже думать, что предки наши могли вести себя как нацисты.
Я не утрирую, ведь страшно представить, сколько подобных нюансов упущено в учебниках, о скольких вещах не сказано, а если и сказано, то в очень аккуратных формулировках. Да что уж греха таить, я и сама о Катынской трагедии узнала не так давно. Пару лет назад мы гуляли по историческому центру Кракова, на одной из улиц я увидела мемориал в виде креста, на котором было написано KATYN. Попросила Лёшу рассказать мне, каким событиям посвящен памятник, он объяснил, в чем суть дела. Передать словами моё чувство досады, обиды и стыда за свою Родину невозможно. Впоследствии я ещё не раз возвращалась к этой теме, что-то читала, посмотрела фильм, но возмущение моё только росло. Вот и подумала, что уже пора поделиться своими впечатлениями обо всей этой истории.
Польские пленные, взятые Красной Армией
Сначала, я решила завести разговор на эту тему с одним знакомым. Он пожилой человек, многое в жизни видал и, как мне казалось, наверняка может взглянуть на эту ситуацию мудро, с высоты прожитых лет и пережитого опыта. Как только я завела разговор о Катыни, он начал ёрничать и злиться, в итоге выпалил: «А ты задумывалась, сколько наших солдат они убили?» Я даже опешила, ведь я не спрашивала о статистики убийств в военный период. Меня интересовала моральная оценка конкретного поступка, совершенного советским правительством. А получила реакцию обиженного ребенка, который сидит в песочнице, орет, заливаясь слезами: «Он первый начал!».
Эксгумация катынской могилы
Дальше, решив над людьми больше не экспериментировать, полезла изучать Интернет-ресурсы посвященные этому вопросу. Наткнувшись на пророссийские сайты, которые пестрили примерно такими фразочкам: «Полякам в радость открыто обвинять русских», и всё в таком духе, мне стало ещё противнее.
Первый экземпляр решения Политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года
Получается, мы всеми способами пытаемся снять с себя ответственность, как на уровне отдельных людей, так и на уровне государства. Ведь, страшно представить, что наше правительство только спустя полвека рассекретило документы, подтверждающие непосредственное участие НКВДшников в казни весной 1940 года. "Решительно осуждая режим, пренебрегавший правами и жизнью людей, депутаты Государственной Думы протягивают руку дружбы польскому народу и выражают надежду на начало нового этапа в отношениях между нашими странами, которые будут развиваться на основе демократических ценностей" - так говорится в заявлении парламента. А нужна ли полякам наша рука дружбы? Сомневаюсь! Ведь 60 лет назад мы не только расстреляли граждан Польши, мы уничтожили цвет нации, офицеров, работников науки, преподавателей, интеллигенцию, мы уничтожили ресурс, за счет которого государство процветает. А что им наша рука? Людей уже не вернуть, на ситуацию не повлиять. Так, а к чему тогда я распинаюсь на страницах своего журнала? А распинаюсь и возмущаюсь именно по тому поводу, что не могли раньше признаться в своей вине, не хотели и не имели духовной силы извиниться перед польским народом. Не оказали реальной поддержки людям, которые стали жертвами Нашего преступления. Германия уже полвека посыпает голову пеплом, стремясь оправдаться перед всем миром, а мы лишь жмем руки.
Сотрудники УНКВД СССР по Смоленской области, свидетели и/или участники Катынского расстрела весной 1940 года