В комментариях к посту про несуществующие успехи моего сына во французском развернулся спор. Спор во всей красе явил тенденции, которые я давно замечаю при взаимодействии со школой и всеми, кто работает в школьной системе.
Вот спрашиваю я: зачем школа задаёт херню?
В ответ звучит что угодно, только не ответ на вопрос. Мне рассказывают, как плохо у детей с пытливостью умов. Как родители не уважают школу и прививают детям привычку считать все школьные знания хернёй. Как на двух учеников, которые хотят учиться, приходится двадцать, которые учиться не хотят и только мешают процессу. Как можно из кожи вылезти, чтобы сделать учёбу интересной, а никто это не ест и не ценит.
И это всё правда. И никак не отвечает и не отменяет моего вопроса: зачем школа задаёт херню?
А между тем это ключевой вопрос.
Прежде, чем делать учёбу интересной, нужно убрать херню.
Если вы сначала задали тонны херни, а потом сбоку сделали что-то интересно, это действительно не впрок. Все силы, внимание и ресурсы учеников и родителей ушли на херню. За школой закрепилась репутация генератора херни. Безапелляционного генератора. Обратную связь школа не принимает.
К слову - то что учитель считает, будто детям что-то интересно, совсем не гарантия, что им действительно интересно. Но школа отказывается слушать. Школа умеет только вещать.
Здесь проходит черта, за которую не могут зайти большинство учителей.
Они не могут сказать вслух: “Но как же мы справимся со своей работой, если пойдём против системы?”
Они не могут произнести: “Я понимаю проблему, но как её решить?”
Решить проблему можно, только если её признать.
Когда учитель говорит: “Я понимаю, что требования неадекватны, но что мне делать? От нас требуют” это - уже огромный шаг к решению проблемы. И, кстати, первый шаг к превращению родителей из противников в союзников. Не всех и не всегда, но гораздо больше, чем до того.
Когда проблема признана, можно обсуждать конкретную ситуацию. Допустим, какое-то требование спущено сверху и не выполнить его чревато; но, может, какие-то другие требования можно опустить? Может, заключить соглашение - сначала ученик делает то, что требует учитель, а потом получает время на то, что хочет сам? (Это - сделка, которую получил Алероха.)
Задача - снизить уровень херни в целом, чтобы оставалось больше сил для собственно учёбы и интересного.
Задача - показать, что учитель ставит в приоритет интересы ученика, а не только галочку в табеле. И последнее слово тут за учеником, а не за учителем. Дети знают, когда им интересно. По детям это видно.
Речь не о том, чтобы вскипятить океан в одночасье.
Речь не о том, чтобы в пять минут прийти к упоительному благополучию.
По шагу за раз.
Сотрудничать с теми родителями, которые хотят сотрудничать.
Убирать херню для тех учеников, которые хотят учиться.
Точнее, убирать для всех, и особенно для тех, которые хотят учиться.
Но Женя, скажут мне, где найти на это силы?
Но, отвечу я, вы эти силы УЖЕ ТРАТИТЕ.
Конкретно в нашей школе, например, тратится уйма сил на ненужную бюрократию. Которую можно не делать. Я знаю, что её можно не делать, потому что я видела, что невыполнение якобы важных действий не влечёт за собой никаких последствий.
Школа каждую неделю пишет родителям по два-три письма. Меня два года как исключили из школьной рассылки за неуважение, и я до сих пор не увидела каких-либо пинков от неполучения этого спама.
Школа требовала логиниться в ненужный гугл-класс по кошмарному протоколу. После месяца долбежа от школы мы туда залогинились и увидели ролик с крутящейся рыбой на десять часов. Больше мы туда не заглядывали, и ничего никому за это не было.
Или формуляры. Формуляры технически заполнять надо. Кто имеет право забирать ребёнка, кому звонить в случае форс-мажора, такое. Но и здесь куча ненужных телодвижений. Форма приходит в онлайн-формате, я заполняю, получаю подтверждение, что получила. Через неделю ребёнок приносит ту же форму в бумажном виде. Зачем я заполняла онлайн-версию? Видел ли её кто-нибудь? Информация в какой форме имеет перевес - в электронной или бумажной? На ровном месте создана почва для ошибок и потрачены лишние ресурсы.
В других школах ненужная херня может быть другой, но она везде есть, и она доминирует. Какую именно херню убирать - вопрос ситуационный. Это скорее мировоззрение, а не решение “один размер подходит всем”.
Ситуация сдвинется с места только тогда, когда школа перестанет врать и перестанет требовать херню.
А пока школа стоит на позиции “мы всё делаем правильно, виноваты кто угодно, но не мы”, пусть не жалуется на то, что родители и ученики видят её своим врагом.
Школа получает то, что заслужила.