Книжку про пересмотр отношения к уходу за собой и домом мне посоветовала подруга. “Не понимаю, почему так происходит? - пожаловалась она. - В книжке много хороших мыслей. Вроде читаю и соглашаюсь, а в жизни ничего не меняется!”
По мере прочтения книжки меня осенила идея, свежая и оригинальная. Чтобы от прочтения что-то поменялось в реальной жизни, нужно эти перемены внедрять. В книжке есть специальные упражнения. Собственно, они там для этого и есть.
Дочитав книжку, я начала её сначала. На этот раз - с целью попробовать разные упражнения и посмотреть, работают ли они для меня. Кейси на этом отдельно останавливается - для разных людей работают разные подходы. Это созвучно с другим моим озарением: людям легко даётся то, что им даётся легко. То, что даётся через силу, надолго не задерживается. Нужно найти подходы, который даются мне легко.
Например, Кейси рекомендует составить список задач по уходу за собой, семьёй и домом, к которым привязан моральный вес, и переписать значение этих задач с морального на функциональное.
“Если надо регулярно чистить ванну - это значит, что мы регулярно ей пользуемся! Личная гигиена - зачёт.”
“Если раковина полна грязной посуды - значит, мы сегодня ели. Семья накормлена - зачёт.”
Делается это, чтобы убрать бессмысленную трату ментальных ресурсов на самобичевание, и найти этим ресурсам лучшее применение.
Я попыталась сделать упражнение и завязла. Вроде всё понятно… а не идёт. Несколько раз возвращалась к упражнению, прежде чем поняла: у меня другая проблема. У меня нет морального давления, что если раковина не чищена - то я плохой человек. Меня раздражает, что сколько ни убирай - всё равно грязно. Но это же совсем другая проблема! И для неё у Кейси есть другие упражнения.
Во-первых, приоритизация. Что выбешивает меня больше всего?
Грязные полы и пыль, и грязные санузлы.
Смысл в том, чтобы найти аспекты уборки, от которых отдача (ощущение приемлемо чистого дома) больше всего.
Во-вторых, замерять время. Сколько у меня реально занимает адресация приоритетных задач? И на какое время хватает наведённой чистоты? Смысл в том, чтобы найти такую цикличность выполнения задач, чтобы эффекта хватало до следующего раза, и при этом не убиться об их выполнение.
К примеру, протереть раковину - это минута, я могу это делать каждый день, пока чищу зубы.
Помыть полы - уже минут двадцать, каждый день я это делать не буду. Но от помывки и эффект держится дольше.
В-третьих, делегирование. Дети уже достаточно взрослые, чтобы исполнять несложные дела по дому. Мытьё посуды уже в ведомстве Алерохи. Теперь главное - не забывать переключаться. Когда я вижу на столе забытые тарелки и чашки, мой первый порыв - отнести их в раковину. Души, души прекрасные порывы. Те же самые силы должны быть потрачены на то, чтобы позвать детей и проследить, чтобы они сами отнесли посуду в раковину.
Ушла делать замеры и настраивать циклы. Что самое смешное, всё это я когда-то
уже делала. Но это было до рождения второго ребёнка. Выявленные тогда циклы и рутины устарели. Пришло время для новых.