Когда Алинка расстраивается, она расстраивается очень бурно. Крики, слёзы, топ-нога. Долгое время с этим мало что можно было поделать, кроме как запастись тоннами терпения и раз за разом проходить через один и тот же выматывающий процесс:
- Алинка, объясни словами... Я не умею читать мысли... Я не могу тебе помочь, пока ты не объяснишь словами… Алинка, объясни словами…
В Швеции,
на южном архипелаге, когда разразилась драма вокруг своенравного котика, Витька придумал решение. Пока мы, вымотанные и злые, ждали на причале паром, он предложил:
- Алинка, ты можешь записать, в чём проблема?
И девочка согласилась.
Я дала дочке ручку и свою записную книжку. Девочка потребовала, чтобы я отвернулась. Она не хочет, чтобы на неё смотрели, пока она пишет. И объяснение она покажет только папе.
Мы с Алерохой ушли на скалы, проверять их на предмет крабов. А девочка села писать, и написала, и показала папе, и наконец успокоилась. У нас с Витькой, конечно, нервы были вытрепаны, но хоть не зря, и Швеция восстановлению нервов очень способствует.
Прошло две недели. Мы вернулись из Швеции и распаковали вещи. Спускаюсь я однажды утром на первый этаж, а там Алинка расстроенная сидит.
- Что случилось? - спрашиваю.
Крики, слёзы, топ-нога.
- Запиши, - говорю. - Возьми листик и напиши словами.
И Алинка записала.
Оказалось, она смотрела мультик, и увидела там свою любимую героиню
Мю. Это ей напомнило про плюшевую Мю, её игрушку, и она захотела игрушку обнять. Но нигде не смогла её найти! И других плюшевых любимцев, Лобстерину и Юни, тоже не нашла.
- Посмотри в рюкзаке, с которым ты ехала из Швеции, - говорю. - Ты, кажется, брала игрушки в самолёт.
Девочка нашла рюкзак, занырнула в него и вынырнула с игрушками. Кризис был пройден.
Теперь у неё есть своя собственная записная книжка, специально для таких случаев. Девочка книжку, конечно, то и дело теряет, но это не важно. Важен подход. А книжка здесь скорее символ и напоминание, что у нас есть работающий способ раскладывать проблемы словами. Даже в расстроенных чувствах.
Уф.