Про образовательную систему и детскую мотивацию

Aug 13, 2024 05:44

Хочу рассказать о крайне показательном взаимодействии ребёнка и системы. Что система ожидает - и что ребёнок на самом деле делает.

Как помнят внимательные читатели, мы сходили на урок 3D-печати в библиотеку, и выиграли там приз. Приз не смогли распечатать сразу, и попросили нас прийти на следующий урок, через неделю. Мы пришли.

Следующий урок был не по 3D-печати, а по электрическим цепям. Я с детьми не делаю демонстраций по электрическим цепям, и была рада случаю, когда это сделают за меня. Алероха вроде тоже был не против.

Приз мальчику отдали сразу. Но он хотел не только приз. Он хотел раскрасить приз акриловыми маркерами. У ведущего была пачка маркеров, и он в прошлый раз обещал, что даст попользоваться.

- Давай мы сделаем упражнение с цепями, - предложил ведущий, - а потом я дам тебе маркеры.
- Хорошо, - сказал Алероха.

Для упражнения с электрическими цепями использовался покупной набор: платформа с колёсами (снизу) и штырьками (сверху). На штырьках полагалось укреплять мотор, конденсатор, резисторы и прочие элементы, снабжённые соответствующими кнопками. К платформе прилагался пульт радиоуправления и схема, как нацеплять на платформу всё вышеперечисленное. Если нацепить в правильном порядке и последовательности - на цепи загорится лампочка. Машинка будет ездить и ею можно будет управлять.



Ведущий прочитал небольшую лекцию по электрическим цепям с кратким содержанием “ток течёт от плюса к минусу”. Они с мальчиков вдвоём сделали пробную цепь, добиваясь, чтобы загорелась лампочка. Потом Алерохе дали схему, и он приступил.



Меня поджидало полчаса любопытных открытий.

То, что Алероха делал ошибки, меня не удивило. Меня удивило, какие.

Сначала он скопировал схему зеркально. Когда учитель указал ему на это, Алероха удивился: “О, я не заметил.”

Потом стало заметно, что он цепляет резисторы, переключатели и диоды как попало, меняя их местами друг с другом и даже с проводами (провода были исполнены в виде металлических деталек, только другой формы).

Я взяла другой набор и скопировала схему сама. Алероха придвинул к себе мою работающую платформу и стал копировать с неё. Это была его третья попытка собрать цепь, и она увенчалась успехом.

Мне было ясно, что мы с библиотекой упускаем что-то очень крупное. Сын делает не те ошибки, которые я ожидала. Я-то думала, что у него большой опыт с Лего, и скопировать многошаговую инструкцию для него раз плюнуть. Но его ошибки были больше похожи на ситуацию с математической задачей, которую мы разбирали зимой. Его ошибки указывали, что я неправильно определила уровень знаний, необходимый для решения задачи - и что Я ПОНЯТИЯ НЕ ИМЕЮ, ЧЕГО НЕ ХВАТАЕТ.

Собрав цепь правильно, Алероха её немедленно бросил и потребовал маркеры. Ведущий выдал. Следующий час Алероха упоённо раскрашивал свой приз и вёл с ведущим глубоко интеллектуальную беседу о персонажах любимого мультика. Учитель держался на высоте. Он смотрел мультик и имел что сказать по персонажам.

(Я в это время сражалась с трёхмерной головоломкой и решала задачу, сколько пирамидок в 3D-модели Серпинской пирамиды. Решила.)

Закончив раскраску приза к своему удовлетворению за пять минут до окончания урока, Алероха вернулся к платформе и оставшиеся пять минут весело катал её по залу.

Домой мы вернулись довольные и озадаченные. Мальчик - довольный, а я - озадаченная. При первом же подвернувшемся случае я рассказала про урок Витьке.

Витька захохотал гейммастерским смехом и сказал, что Алероха делал именно такие ошибки, которые он бы ожидал.

- Во-первых, ты правильно сказала: он много играл с Лего, - объяснял Витька. - В Лего фигурки одинаковой формы взаимозаменяемы. Конечно, он путал блок питания и приёмник! Они одной формы. Какая ему разница, что они разного цвета?

- Во-вторых, цвет в Лего служит эстетике, а не функции, - продолжал Витька. - В Лего, если нужно соблюдать цветовую гамму, то это потому, что у персонажа гамма такая. А здесь у него нет никаких сведений, никакого контекста. Какая ему разница, что резистор - жёлтый, а переключатель - зелёный? Цвет ему ни о чём не говорит.

- В-третьих, он не знает ничего про ток, - указывал Витька. - Фраза “ток течёт от плюса к минусу” для него пустой звук. Это мы в нашем детстве к его возрасту по сто раз заменяли батарейки. Наш сын батарейки хорошо если глазами видел. Все его гаджеты втыкаются в розетку. У него нет контекста, почему плюсик важен.

- В-последний и в-главных, - подытожил Витька. - Мотивация. Алероха пришёл туда за призом. Ему велели собрать цепь, чтобы получить маркеры для раскраски приза. Его мотивацией были маркеры. На цепь ему наплевать. Когда вы делаете ребёнка заложником задачи, его цель - освободиться от задачи, а не сделать её качественно.

- И как только он получил возможность заняться тем, зачем пришёл, - сказала уже я, - он позанимался этим в своё удовольствие, А ПОТОМ он пошёл и покатал собранный электромобиль. Что показывает, что упражнение даже может быть интересным, и всё равно впихивать его против мотивации непродуктивно.

Вот такие ошибки в образовании детей делает наша система образования. Даже библиотека, то есть учебное заведение, имеющее среди меня наивысшие рейтинги. И это не единичный случай, а положение дел по умолчанию. Чтобы из системы действительно получить образование, предоставляемый ею сервис нужно изрядно обработать напильником.


Алероха, exploring toronto, школа, toronto public library, science for kids

Previous post Next post
Up