Не прошло и трёх визитов, как я разгадала замысел дизайнеров музея Universeum. Музей отображает климатические пояса! На самом верхнем этаже - полярный круг, символизирован глыбой льда. Дальше посетители спускаются в умеренный климат, там шведский местный лес и воды. Потом субтропический пояс, отражённый змеями и скатами. И наконец, тропический в виде джунглей.
Алинка в климат не вникает, её интересует пощупать и провзаимодействовать. Глыба льда нам теперь служит для сенсорных удовольствий. К ней можно прижаться щекой. Это та-акое странное ощущение! Прикосновение длится секунду, дольше продержаться невозможно, но в эту секунду как будто погружаешься в другой мир, заполярный, безжалостный и пронзительно-ледяной.
Умеренный пояс поразил Алинку унитазом. Там есть витрина, где описывается ущерб от мусора, который скидывают в море с берега. Мусор в основном судоходный, но случается и бытовой. В витрине мусор был представлен унитазом в обрамлении водорослей. Под унитазом хвостом к зрителям сидел омар.
Выйдя к аквариуму, где плавали рыбы шведских вод, мы застали научное шоу. Шоу было на шведском, но демонстрация говорила сама за себя. На подставке стоял маленький стеклянный аквариум, разделённый перегородкой. В левую часть ведущая налила горячей воды и подкрасила розовым красителем. В правую часть она налила холодной и подкрасила, соответственно, синим.
- Что будет, когда я уберу перегородку? - спросила ведущая, включая лампу, чтобы подсветить раскрашенную воду.
- Горячая вода потечёт на сторону холодной, - предположила я. О том, куда будет деваться вытесненная синяя вода, я не подумала.
Ведущая выдернула перегородку, и я впервые уразумела, как работают морские течения. Цвета не смешивались! Розовая вода перемещалась поверху, а синяя - понизу. Через несколько секунд вода опять стояла двумя ровными полосками, в этот раз без всяких перегородок. Просто синяя вода осела внизу аквариума, а розовая - вверху.
Ведущая начала рассказывать про рыб в аквариуме. Делала она это на шведском, что Алинке было неинтересно. Но девочка терпеливо дождалась конца речи, потому что у неё был план.
Когда зрители стали расходиться, Алинка подошла к ведущей и спросила:
- Могу я потрогать воду?
- Да, конечно! - сказала ведущая, переходя на английский. - Можешь сказать мне, какой она температуры?
Алинка погрузила руки в воду. Я едва успела поддёрнуть ей рукава.
- Горячая! - хихикнула девочка в розовом слое. - Холодная! - объявила она в синем. - А можно, я их смешаю?
- Смешивай, - разрешила ведущая, и вот тут для Алинки наступило счастье.
Девочка с восторгом взболтала воду, добиваясь ровного фиолетового оттенка. Добавила ещё красителя, красного и синего. Взболтала снова. Полюбовалась густотой цвета. Попросила ещё красителя…
Что она там про морские течения запомнит, я не уверена. А вот слоёная вода ей точно зашла.
До закрытия оставалось двадцать минут, и я сочла безопасным познакомить Алинку с искусственным интеллектом, который генерит картины по ключевым словам. Как и ожидалось, девочка залипла. Она долго-долго выбирала слова, до упора наполняя разрешённый объём запроса. И, надо сказать, её картины не лишены концептуальности.
Дома дочь попросит у меня телефон и перерисует картины в альбом. Как же хорошо, когда ребёнок знает, как извлечь смак из чего-то, что понравилось.