(no subject)

May 10, 2019 14:46


4 июня 2018 года на фестивале Кинотавр в «Зимнем театре» прошел показ фильма режиссера Михаила Расходникова «Временные трудности».

В аннотации к картине было сказано, что это фильм о любви отца к больному сыну. Фильмы о людях с ограниченными возможностями -явление не частое в российском кинематографе, поэтому я начала его смотреть с воодушевлением. Однако, обо все по порядку.

По сюжету  в жизни обычного рабочего сталелитейного завода, принципиального и требовательного к себе и другим случается важное событие- рождается сын. Но врач сообщает отцу, что во время родов произошла асфиксия, и мальчик будет страдать детским церберальным параличом, это означает, что он не сможет ходить, кроме того ожидаются нарушения слуха, речи, косоглазие. Я предполагала, что отец бросится лечить сына и помогать ему, но все пошло совсем не так.

Сразу же после выписки новоиспеченный  отец сажает жену с сыном в машину, отказываясь их сопровождать , и  направляется на завод, тут нам подают готовую и  весьма очевидную метафору- из огня вылетает сломанная деталь на фоне детского крика. Ребенок сломан, но отец в силу характера не может с этим согласиться.



Первое время  он довольно отстранено относится к происходящему , уныло сопровождает жену и сына при медицинских манипуляциях и часто раздражается. Но вот, когда мальчик подрастает, он начинает действовать. Герой принимает позицию отрицания болезни сына и всеми способами начинает внушать ему и окружающим , что он не болен, не ограничен, а все случившееся-  всего лишь временные трудности.

А сейчас давайте разберемся, что такое детский церебральный паралич.  Это термин, объединяющий группу хронических непрогрессирующих состояний двигательных нарушений. И излечить его невозможно, можно лишь помочь приспособить человека к жизни с такими нарушениями.

Однако отец, которого играет Иван Охлобыстин, методично превращает жизнь мальчика в кошмар. Он выбрасывает подаренную инвалидную коляску , заставляет ребенка взять книгу или ложку, бросает его на улице, чтобы мальчик сам смог открыть тяжелую подъездную дверь и подняться по лестнице, заставляет есть самостоятельно. Его страшно злит, если это ребенку недоступно.

Далее начинается совсем невообразимое.

Мальчика отдают в обычную школу, где его преследует травля и издевательства. Одним единственным добрым человеком во всем фильме оказывается учительница математики, которая видя уникальные способности Саши, всячески ему помогает и окружает его любовью и вниманием, которого совсем нет в доме.

Когда отец выбрасывает мусор в постель сына, который не успел на костылях добежать до  машины и выбросить, я подумала, что страшнее и нелепее картины в этом фильме быть не может, однако я ошибалась, может.

После победы в олимпиаде по математике мальчика одного (!) отправляют на поезде в Артек, но там его не принимают, так как его могут увидеть часто приезжающие в пионерский лагерь иностранцы, а им инвалидов показывать не хотят. Поэтому его снова одного отправляют назад. Мальчик понимает, что его ждет дома , поэтому направляется к любимой учительнице, где проводит месяц, поддерживая иллюзию, что в лагере он все-таки был.

На мой взгляд, самое нетерпимое в этой картине то, что создатели поддерживают идею , что давлением, физическими упражнениями и прочим насилием можно если не вылечить ДЦП, то хотя бы привести к улучшению состояния. И вот мальчик сначала сидел в коляске , а уже ходит на костылях, а через годы только лишь с одной тростью.

Киношный отец -сталевар ведет себя так, словно мальчик не может быть таким, как все, не потому, что у него неизлечимая болезнь, а из детского упрямства. Что он просто не хочет! Как будто если больного ребенка вместо того, чтобы любить его и облегчать ему жизнь, бросать на баррикады, то он одумается и начнет ходить. Если не сажать его в кресло, а заставлять ковылять в школу, то он сбросит оковы и, наконец-то, станет хорошим для папочки. И все исправится. Авторы все пытаются и пытаются внушить, что люди с особенностями- такие же, как другие, но у них получается  с точностью наоборот. Что они не заслуживают любви только по праву рождения, что им надо любовь заслужить, чтобы стать лучше в глазах отца, надо тренироваться и уметь то, что другим дается просто так.

И говорят, что это любовь. Что отец любит своего сына и поэтому насилием, криками, оскорблениями делает его сильным. И сын не сдается. Даже когда в 18 лет Сашу парализовало, он  не огорчился, он отнес его на руках в лес, бросил  там , чтобы он полз домой. И он полз. И даже напугал медведя, угу. Ну правильно, что надо делать с парализованным человеком? Бросать в лесу, жить захочет, доползет. Мокрый, по лужам с непослушными ногами. А медведя испугается, так еще и на ноги встанет. А почему раньше не ходил? Почему тысячи других не ходят? Просто ленятся, не были в экстренных ситуациях.

Отец так любит своего сына, что даже потом, когда тот стал, конечно же,  богатым и успешным и, самое главное, совсем не похожим на больного человека, а обычным прямоходящим с кучей денег и красивой женщиной, встает перед ним на колени. И все знают- мать, жена, соседи, что он его любил.

Создатели фильма делают упор на то, что в основе лежит реальная история  бизнес-тренера и консультанта Аркадия Цукера. Однако, по словам людей, лично знавших Цукера в детстве, у него была не тяжелая форма  ДЦП, которую некоторые окружающие даже не замечали, и уж , как говорит сам Цукер, отец точно не бросал его в лесу. По словам консультанта, «Временные трудности» «пропагандируют взгляды и ценности, полностью противоположные его жизненной позиции и жизненным ценностям его семьи, а показанные образы и ситуации не соответствуют тому, что происходило в действительности».

Страшно подумать, сколько родителей, не обладающих информацией в полной мере, могут начать применять методы , показанные в фильме, по отношению к своим детям с ДЦП и сколько сторонников домашнего насилия он воодушевит.  Фильм вызывал негативную реакцию  и у многих медицинских специалистов. На кинофестивале авторам даже задали вопрос: «Вам не стыдно за то, что вы сделали?».  Достаточно вспомнить фильм ужасов Стивена Спилберга «Челюсти», после которого акул стали воспринимать, как неминуемую угрозу , которую надо поймать и обязательно убить, что несправедливо в отношении акул и привело к гибели многих представителей этого рода.

Мне кажется, этот фильм не о любви. И не об отношениях отца и сына. И не о том, как надо воспитывать силу воли. И не о том, что если стараться, то тебя ждет успех. И даже не о том, что кто-то бросает тебя в лесу иногда для того, чтобы сделать тебя счастливым. Это фильм о том, что стереотипы о болезнях и инвалидности никуда не делись. Что большинство ничего не знает о них.

Однако, фильм получил  несколько наград - Гран-при МКФ в Ольденбурге , премия МКФ в Саленто в номинации «Лучший фильм»  и специальный приз жюри V Международного кинофестиваля «Шёлковый путь». Возможно, некоторым кинокритикам удалось увидеть в этом фильме что-то совершенно иное и было бы интересно узнать их точку зрения.

тексты, кино

Previous post Next post
Up