Годовщина основания Пензенского Троицкого монастыря

Oct 15, 2013 14:37


В декабре 1689 года на улице Большой (ставшей позднее по имени монастыря улицей Троицкой, ныне Кирова) священником Рождественской церкви Петром Ивановым была безвозмездно уступлена принадлежащая ему небольшая усадьба «безместным старицам» Таисии и Феодосии с сестрами, решившим основать здесь женскую обитель.  Смежную с ней усадьбу подарила черницам вдова Агафья. Еще одну, соседнюю, усадьбу старицы купили за 4 рубля у вдовы Федосьи Ивановны Кировой, матери дьячка Рждественской церкви. В результате у стариц образовался участок земли площадью 2400 кв. саж. Однако он не отличался удобством расположения - он скруто спускался вниз к реке и изобиловал ключами. Ко всему этому добавлялось постоянное подтопление из-за болота, располагавшегося выше на другой стороне улицы, так что напротив монастыря вскоре пришлось устроить гать, а позднее - мост.




Благословенная грамота, согласно которой дозволялось начать в Пензе строительство монастыря и, в частности, сооружение в нем Троицкой церкви, была дана Святейшим Патриархом Кир Адрианом 15 октября 1692 года. Эту дату и следует считать официальным временем основания Пензенского Троицкого  женского монастыря.



Вот выдержка из благословенной грамоты:
"Построить девичь монастырь, да в нем две церкви, одну во имя Пресвятыя и Живоначальныя Троицы, да по сторону от тоя церкви другую церковь во имя святыя апостол Петра и Павла, деревянные, а вход бы в те церкви был с паперти, а из церкви б церковь дверей не было, а верх бы на тех церквах был не шатровой, и олтари велеть сделать круглые, а в церквах во олтарных стенах царския двери были б посреди, а по правую их сторону - южныя, а по левую - северныя, а подле царских дверей по правую сторону меж южнх в начале поставить образ Всемилостивого Спаса, а подле святова образа поставить образ настоящаго того храма, а по левую сторону царских дверей меж северных в начале поставить Пресвятыя Богородицы и иныя образы по чину."*

23 августа 1693 года был выдан антиминс к освящению церкви Пресвятой Богородицы Одигитрии. Что это была за церковь и где она находилась неизвестно. Возможно она размещалась в одной из келий монастыря и предназначалась для удовлетворения религиозных потребностей монашествующих в первое время - до постройки Троицкого храма.

В 1700 году монахини обратились к Патриарху с просьбой передать им старый ветхий деревянный собор во имя Всемилостивого Спаса, подлежащий сносу в связи со строительством нового каменного собора. В том же году благословенная грамота была получена. Старый соборный храм разобрали и перевезли в женский монастырь, где из него построили Троицкую церковь, освятив ее в 1702 году. В 1717 году строится еще одна деревянная церковь - во имя преподобного Александра Свирского.

Местоположение Троицкого монастыря на плане 1734 года.



Со временем деревянные церкви ветшали, и в 1742 году, сразу же после своего назначения, настоятельница монастыря Александра начинает хлопотать о замене двух деревянных церквей на каменные. Строительство новых храмов велось на пожертвования. В результате, в 1746-1747 годах  была возведена каменная Троицкая церковь с приделом в трапезной во имя Смоленской иконы Пресвятой Богородицы.

В это время монастырь занимал площадь в 3200 кв. саж. На 80 саж. он тянулся вдоль улицы Троицкой и приблизительно на 40 саж. вглубь, спускаясь к реке Пензе, причем в северо-восточной части участок резко обрывался. Территория монастыря была обнесена деревянной оградой из пластинника, забранного в столбы. У самой улицы по центру стояла каменная шатровая колокольня, в которой был устроен храм во имя св. преподобного Александра Свирского, примыкающий к Троицкой церкви, увенчанной декоративным пятиглавием.

13 января 1764 года указом Екатерины II Пензенский Троицкий девичий монастырь был причислен к третьему классу, а все земли, которые ему принадлежали и сенные покосы по указу совета экономии были отписаны в пользу государства.

Во время пожара 2 августа 1770 года сильно пострадали все постройки монастыря: на Троицкой церкви и на ее трапезной сгорела крыша, в своде трапезной, над которым находился алтарь церкви прп. Александра Свирского, от пожара лопнули металлические связи, а передняя стена трапезной, на которую опиралась колокольня, просела и растрескалась. В церкви прп. Александра Свирского,  расположенной над трапезной и во втором ярусе колокольни не только сгорел престол, но и сама она развалилась. Однако все имущество церкви - книги, серебряные сосуды, облачения и позолоченный иконостас - удалось спасти.

Таким образом, игуменьям монастыря пришлось хлопотать о выделении средств на его восстановление. Однако опись и смета составлены были лишь 28 декабря 1775 года. Такое промедление было обусловлено событием большой государственной важности - Пугачевским бунтом, охватившим и наш край. Более того, в начале августа 1774 года войска Емельяна Пугачева подошли к самой Пензе, и ее жителям пришлось торжественно встретить в своем городе предводителя крестьянской войны. Среди встречающих находилась и игуменья женского монастыря Ермилла, что сослужило ей плохую службу, из-за чего она была "с восемью другими монахинями лишена мантий по прикосновенности к делу самозванца Пугачева".
Вновь назначенной игуменье Александре пришлось неоднократно обращаться в коллегию экономии, отмечая, что за прошедшее время уже не только колокольня с церковью, но и ограда и игуменьская келья настолько обветшали, что грозят падением.
В результате, возведение новой кирпичной колокольни закончилось лишь в 1782 году, а ремонт и перестройка Троицкой церкви - только в 1790-х годах.

Троицкий монастырь в 1780-х гг. Внизу отображена Казанская церковь и Лебевский мост.



В 1789 году на средства монахини из дворян Аполлинарии с западной стороны монастыря, то есть вдоль улицы Троицкой, было начато строительство каменной ограды, которая уже после ее смерти была продлена на 150 саж.

Каменная ограда Троицкого монастыря



После смерти игуменьи Александры Пензенский Троицкий женский монастырь в 1790 году возглавила  игуменья Евпраксия. Кроме расширения Троицкой церкви игуменья озаботилась и сооружением монашеских келий. В 1801 году ее попечением слева от колокольни в монастырскую ограду был встроен двухэтажный каменный корпус. Кроме того, в это время улица напротив монастыря была выложена бутовым камнем.

Келейный корпус, построенный в 1801 году. Фото 1970-х гг, относящихся ко времени сноса колокольни.



Следует отметить особый вклад в устроении обители игуменьи Надежды, которая управляла монастырем с 1837 по 1879 год, то есть более 40 лет, и оставила после себя образцовое хозяйство. К тому времени, когда Надежда была назначена настоятельницей монастыря, его материальное состояние, равно как и духовное, оставляло желать лучшего. Благодаря ее усилиям увеличился приток денежных поступлений, что позволило развернуть строительные работы с большим размахом, а также приобрести две смежные с монастырем пустопорожние усадьбы, которые были тоже обнесены кирпичной оградой.



Средняя башня южной стены монастыря.



29 июля 1858 года в Пензе произошел огромный пожар, вследствие которого сгорело множество строений. Не исключением стал и Троицкий монастырь. На исправление пострадавших от пожара построек было выделено 500 рублей.
В 1858-1859 годах в Троицком монастыре возводится внушительных размеров Духосошественский храм  с приделами во имя святителя и чудотворца Николая и Смоленской иконы Божией Матери и на хорах - в честь Покрова Пресвятой Богородицы и преподобных Антония и Феодосия, Киево-Печерских чудотворцев.

Проект постройки каменной Духосошественской церкви в Троицком женском монастыре. 1853 год.



Внутренний двор около средней башни.



При Троицком монастыре задолго до возникновения в городе светских женских учебных заведений велось обучение грамоте и рукоделию девочек-сирот, а также детей из малоимущих семей. Белошвеи занимались вышиванием золотом, шелком, плетением кружев, пошивом белья и одежды. Среди горожан высоко ценились изделия, выполненные руками мастериц Троицкого женского монастыря.

С 1883 по 1909 год настоятельницей монастыря была игуменья Рахиль.


При ней в 1900 году старый Троицкий храм был разобран по ветхости, а на его месте по проекту архитектора Александра Гавриловича Старжинского построен новый пятиглавый Троицкий собор, оконченный кладкой в 1903 году. Однако Рахили не было суждено увидеть окончание строительства храма - 27 января 1909 года она скончалась в возрасте 72 лет.



Проект под перестройку деревянного дома в каменный в Троицком монастыре. 1870-е гг.



Новой настоятельницей храма стала 72-летняя ризничья монастыря Маврикия.


Освящение Троицкого храма состоялось 18 сентября 1911 года. Сооруженный в «русском» стиле, он, благодаря своей живописной многоглавой композиции и пышному декоративному оформлению с использованием элементов древнерусского зодчества XVII века, занял доминирующее положение в ансамбле монастыря, которое ранее принадлежало Духосошественской церкви.

Слева направо: купол Духосошественской церкви, колокольня с храмом  во имя св. преподобного Александра Свирского, Троицкий собор.



Вид на Троицкий монастырь от Лебедевского моста (слева - Троицкий храм после перестройки, справа от него- Духосошественская церковь). Также видна белая стена монастыря и угловая башня.



Ансамбль монастыря, получив окончательное завершение к началу XX века, включал в себя, кроме упомянутых культовых сооружений, несколько каменных двухэтажных корпусов - игуменный, училищный, просфорный и ризный, три монашеских, а также больничный, трапезный корпуса и целый ряд деревянных жилых и хозяйственных построек, разместившихся на территории, в три раза превышающей первоначальную.

План усадьбы монастыря на 1923 год (слева - ул. Троицкая, справа - спуск к реке Пензе).
Красным маркером отмечены каменные строения: настоятельский корпус (1845 г.), пять жилых корпусов (1801 г., 1840-е г., 1875 г., 1886 г., 1908 г.), училищный корпус (1870 г.), а также сами храмы.



Настоятельский (слева) и училищный (справа) корпуса.






Обнесенный каменной оградой с тремя башнями, монастырь выделялся строгостью архитектуры большинства входящих в его ансамбль зданий и, в то же время, изяществом своей основной доминанты - Троицкого собора, внося в городскую среду одновременно элементы строгости и художественности, способствующие благоговейному отношению к святой обители*.

Было при монастыре и кладбище, которое однако было стерто с лица земли в советское время. Лишь на одной старой фотографии можно представить, где оно находилось -  к востоку от алтаря Троицкого собора.


Зачастую с монастырями, церквями связаны определенные тайны и легенды. Не является исключением в этом плане и Троицкий женский монастырь, принявший в 1861 году из Тамбовского Воскресенского монастыря старицу Анну. В наш город она была доставлена в сопровождении жандарма, и слух о ее прибытии взволновал весь город. Причиной тому служил наперсный крест с надписью на оборотной стороне "царевна Анна" и вензелевым изображением имени императора Павла: начальная буква имени "П" и под ней римская цифра "I". Однако в Троицкий монастырь она прибыла как вдова коллежского асессора Анна Ивановна Степанова.

Старица Анна. Вензель Павла I.




Как написано в документах, поводом для задержания Анны Степановой послужило то, что она выдавала себя за монахиню и на этом основании за ней решено было установить полицейский надзор, от которого она просила освободить ее самого императора Николая I. Анна сменила не один монастырь, прежде чем попала в город Пензу.
        "Приезд ее, по воспоминаниям современников, взволновал весь город. Много толковали о ее монашеской, но совершенно белой одежде, наперсном кресте с таинственной надписью на обороте, ее властном характере, обнаружившемся особенно при выборе ею для себя келии и подобного. Много предположений строилось, но... тайна так и осталась тайною..."*
           О ее "властном характере" мы можем судить из донесений на нее в Тамбовском женском монастыре, послушницы которого отказывались за ней ухаживать, так как старица стала бить их палкой по рукам, плечам и голове или же кулаком по щекам. Одну послушницу она избила тазом по голове до беспамятства, а другой вылила на голову кипящую уху. Когда же послушница низко поклонилась ей, прося прощения за неумение приготовить пищу, то восьмидесятилетняя старушка запрыгнула на нее верхом, ухватила за косу и стала бить лбом об пол до крови. Однако же с мирскими людьми она проявляла радушие и просиживала с ними в келье до глубокой ночи.
         В пензенском монастыре старица Анна прожила всего 4 дня после чего скончалась и была похоронена на монастырском кладбище. После ее смерти все ее вещи были собраны губернатором и архиепископом и куда-то отправлены, а человеку, составлявшему опись ее вещей, было сделано строгое внушение архиреем за то, что он внес в опись ее крест и сделал его описание.
          Неудивительно, что  личность старицы Анны вызывала и до сих пор вызывает такой интерес. Не только ее наперсный крест порождает множество вопросов, но также и то обстоятельство, что император и Святейший Синод полностью игнорировали все ее обращения.
         В замечательной книге "Топонимика Пензы. История пензенских улиц. Улица Троицкая" приводится несколько вариантов того, кем могла бы быть таинственная старица Анна, но все эти гипотезы по тем или иным причинам отпадают. В результате авторы предположили, что Анна Степанова могла быть внебрачной дочерью императора Павла I, известного своей любвеобильностью, особенно в период беременности жены, тем более, что у него их было две: первая скончалась во время родов вместе с ребенком, от второй у императора родились десять детей. В этой связи немудрено, что император Николай I старался подальше упрятать Анну, которая могла быть его старшей незаконнорожденной сестрой.

После революции монастырь закрыли, однако службы в нем продолжались до 1931 года.
    Когда разогнали насельниц монастыря, появилось знамение, предвещавшее более страшные гонения: на куполе Духосошественской церкви ночью стало проявляться яркое пятно, на которое сбегались смотреть со всего города. Сначала его закрасили черной краской, потом завесили мешковиной - ничего не помогало. После этого завершение храма сломали, поэтому его и не видно на старой фотографии**.
Первую монахиню арестовали в ноябре 1930 года и осудили на пять лет. В январе 1938 года забрали сразу 35 человек - бывших служителей Церкви Христовой, проживающих в Пензе, в том числе и 16 монахинь. Большая часть арестованных вскоре была расстреляна. К смертной казни приговорили и четырех монахинь, остальных осудили на 8-10 лет.

Снятие крестов в Троицком монастыре.



После закрытия монастыря  оказались утраченными все одноэтажные постройки, ограда, башни, училищный корпус и завершения храмов.

В 1977 году была сломана колокольня.








В 1992 году монастырский комплекс был возвращен Русской Православной Церкви, в следующем году вновь открывшей в нем женский монастырь. 6 января 1994 года в Духосошественском храме, который до передачи монастыря использовался под кулинарное училище, состоялось первое богослужение, а 8 ноября 1999 года был освящен левый придел во имя Смоленской иконы Божией Матери. 3 октября 1999 года Троицкий женский монастырь посетил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, прибывший в Пензу на торжества, посвященные 200-летию образования Пензенской епархии.

6 ноября 2001 года был освящен главный престол Духосошественского храма, а 17 декабря 2006 года - правый придел в честь святителя Николая Чудотворца.

Троицкий монастырь зимой 2012 года. Духосошественский храм.


Реставрация Троицкой церкви.




Старые монастырские дома снесены.



В настоящее время территория монастыря обнесена новой оградой, по углам которой сделаны две башни.

Источники:

* Топонимика Пензы. История пензенских улиц. Улица Троицкая / Дворжанский А.И., Шишкин И.С.. - М: Локус Станди, 2012
** CD-диск "Старая Пенза (рубеж XIX-XX веков)". Авторский коллектив: А.Ю. Акимов, А.И. Дворжанский, В.Н. Зименков, А.В. Тюстин, И.С. Шишкин.

город и окрестности, история

Previous post Next post
Up