Пензенский рок. Начало

Oct 12, 2013 13:33

        Не так давно на страницах нашего сообщества была размещена тема об истории пензенского рока. Собственно говоря, это был документальный фильм для передачи «Пенза. Масштаб 1:350». Друзья! «Страна должна знать своих героев!» И уж если мы хотим «поностальгировать», как сказала metamorphoza, то давайте, действительно, вспомним те чудесные дни, когда одно лишь упоминание известного имени вызывало вздохи, а встреча известного музыканта на улице заставляла бешено биться наши сердца.
        Рассказывать об истории пензенского рока начиная с 80-хх годов, на мой взгляд, величайшее заблуждение. Ведь если бы вам, к примеру, якобы ничего не знающим об истории западного рока, начать повествование о нем с группы «Metallica», упустив «The Beatles», «The Rolling Stones», «The Who» и т.д., то у вас бы, вероятно, сложилось неверное впечатление. Вы спросите, причем тут «Металлика» и «Битлы», ведь это разные вещи?! Ошибочно представлять себе рок-музыкантов, по-современному рокеров, эдакими мужиками с длинными сальными волосами, разъезжающих на байкерах и разбивающих в приступе творческой эйфории свои гитары о сцены. Изначально, «rock» - «качать», «покачиваться», ну а мы бы применительно к музыке перефразировали в «дрыгаться». У рок-музыки великое множество поджанров, субкультур. The Beatles породили в мире не просто подражателей, а прежде всего - национальный рок.
       Костяк первых советских ВИА составили рок-музыканты, в 60-е годы игравшие в самодеятельных бит-группах, а потому воспитанные на иноземных ритмах. Но речь не об этимологии слова «рок», а о нашей родной Пензе, ее истории, ее музыке, ее уникальности. Вы все еще здесь?
В 1962 году, когда "The Beatles" делали только первые шаги к славе, четверо пензенских семиклассников решили организовать вокально-инструментальный ансамбль. Один играл на баяне, другой - на кларнете, третий на простенькой акустической гитаре, а четвертый был барабанщиком (роль барабана заменяла папка из кожзаменителя).
       Вряд ли ребята могли предположить, что спустя несколько лет их группа "Искатели" станет самой популярной в Пензе, собирая на своих концертах по нескольку тысяч человек. Группу «Искатели» можно смело назвать первым ВИА города Пензы. Бесспорным лидером коллектива стал соло-гитарист и певец Игорь Орлов, автор практически всех песен группы. На ритм-гитаре играл Владимир

"Джексон" Захаров, на басе - Георгий Васильев, на барабане - Владимир Усейнов. Таким образом, папку из кожзаменителя сменил барабан, тарелка и небольшой хэт, на котором красовалась гордая надпись "The beat group "Искатели"). Чуть позже к группе присоединился пианист Ефим Цимринг. Активное участие в творчестве "Искателей" принимал и Юрий Трубиньш - позднее композитор пензенского драматического театра.



Вспоминает Владимир Усейнов: «На наши вечера собиралось по нескольку тысяч человек. Ни до, ни после нас такого не было.
Популярность объяснялась просто. "Искатели" выдавали западные хиты, услышанные по приемнику и обработанные на слух, без всяких нот. Они были первыми, кто стал исполнять в Пензе песни "битлов". Чтобы избежать придирок комсомольских вожаков насчет пропаганды буржуазной музыки, приходилось хитрить. Например, американский блюз называли аргентинским танго».

Владимир Усейнов с дальним родственником.



Всем нам известна главная музыкальная тема в кинофильме «Фантомас». И вот представьте, как поднимаясь на танцы в парк им. Белинского, вы слышите эту музыку в исполнении духового оркестра - так «Искатели» начинали свою музыкальную программу - и все ускоряли шаг, чтобы не пропустить ни минуты.

Позднее появились другие коллективы: «Куранты», «Кочевники», «Аврора» (позднее «Мираж»), «Светляки», «Горизонт», «Мифы».
         Группа «Аврора» создавалась в тот же год, когда в Пензе проходил первый рок-фестиваль. Это был 1967 год. Руководителем группы был Рафаил Абдуллович Губайдуллин, игравший в то время на бас-гитаре. Юрий Милюков был барабанщиком, Владимир Леплейский - клавишник, Александр Канифатьев - ритм-гитара, Михаил Русинов - соло-гитара. «Аврора» играла на танцах в ДК «Южный».
         В 1969 году «Аврору» покидает Михаил Русинов и создает группу «Мифы». В течение года «Аврора» распадается. От ее прежнего состава остаются лишь Раф Губайдуллин и Юрий Милюков. Создается новая группа - «Мираж», просуществовавшая примерно с 1969 года по 1973 год. Новая группа дополняется музыкантами, пришедшими из группы «Светляки». В те антисексуальные советские времена «Мираж» распевали на танцах: «Поцелуи теплых губ твоих - словно сладкий дикий мед. Я боюсь глаза свои открыть, потому что сон пройдет….». Автор подрывной композиции Раф Губайдулин объяснял, что вдохновлялся при написании этой песни романтическим боевиком "Битлз" ---- A Taste Of Honey («Вкус меда»).

Параллельно создается группа «Мифы», руководителем и гитаристом которой становится Михаил Русинов, клавишником - Виктор Васильевич Тарабурин (впоследствии - директор пензенской филармонии), бас-гитара - Александр Новиков. Позднее Виктора Тарабурина сменил Константин Величко, а из группы «Аэлита» ушел барабанщик Владимир Фомин, который стал в «Мифах» вокалистом и барабанщиком.

Группа "Мифы".
Слева направо: Владимир Васильев (Малый), Владимир Фомин, Павел Янковчук, Александр Терещенко, Михаил Русинов, Виктор Тарабурин, Александр Новиков, Виктор Веденеев.



- Наш ВИА «Мифы» - вспоминает Михаил Русинов - работал в «40 лет Октября» с духовой секцией следующем составе: Виктор Варфоломеев - тенор-саксофон, Виктор Назаров - тенор-альт, Александр Терещенко - труба, Павел Янковчук - тромбон, Владимир Васильев «Малый» - тенор-саксофон.

Михаил Русинов (группа "Мифы") на фестивале в Пензенском цирке. 1972 год



В Комсомольском парке играла группа «Куранты», основанная приблизительно в 1971 году. Ее руководителем был Вячеслав Удинский (соло-гитара), на барабане играл Юрий Милюков (из «Миража»), на бас-гитаре - Юрий Трубиньш, совмещающий творчество с «Искателями», на клавишных - Юрий Добровольский, вокал и ритм-гитара - Орионов. «Куранты» не были заурядной группой: отслужив в армии в Польше, пообщавшись с польскими рок-музыкантами, Слава Удинский принес на пензенскую землю польскую рок-культуру.

В 1971 году три лучшие пензенские группы - "Искатели", "Мираж" и "Куранты" -отправились на первый Всесоюзный рок-фестиваль в Горький «Серебряные струны», посвященный 650-летию Нижнего Новгорода, по существу первый всесоюзный конкурс бит- и рок-групп. Участвовало свыше 30 групп страны. Усейнова (ударника «Искателей») сотоварищи поселили в один номер с тогда еще молодыми, но уже известным музыкантом Александром Градским, представлявшим на фестивале группу «Скоморохи».



Вспоминает Карл Хваталь, лидер ансамбля «Бригантина» и один из организаторов фестиваля: «Устроить фестиваль «Серебряные струны» оказалось довольно сложным делом. Музыкантов-то нужно был лишь поманить, и группы приехали отовсюду, даже с Украины, из Донецка. Было много очень хороших музыкантов. Например, Раф Губайдуллин из Пензы. Я считаю, что он - просто гений! Супергитарист! Он играл психоделику».
          Я вспоминаю, как после этого фестиваля о Рафе писали даже в чешском журнале, сравнимая его со знаменитым гитаристом Джимми Хендриксом.

После участия в фестивале Раф Губайдуллин организовал в Пензе рок-фестиваль «Весенние ритмы-70», слухи о котором тогда разнеслись широко по стране. Карл Хваталь: «Мы ездили туда, и нам фестиваль очень понравился. Такой же солидный, как у нас, под эгидой обкома комсомола. Он проходил в пензенском Драмтеатре...»

Группа "Горизонт"



При всем при этом в Пензе существовал музыкальный рок-клуб «Данко» под эгидой горкома ВЛКСМ, в числе руководителей которого был Павел Зайтфутдин. «Данко» находился на ул. Славы на первом этаже пятиэтажного жилого дома. Раз в неделю туда приглашались все указанные выше музыкальные коллективы для выступлений.
        Без сомнения, многие из вышеперечисленных музыкантов до сих пор на слуху у пензяков. Кто-то остался верен музыке, кто-то занялся преподаванием, кто-то ушел в бизнес. Одно остается фактом - эти люди являются основателями пензенского рока, на котором выросло целое поколение. И это поколение, к сожалению, единственное способно по достоинству оценить их вклад в историю пензенской культуры.
       В заключение, хочу обратиться к Вам, уважаемые члены сообщества: если эта небольшая история нашла отклик в Ваших сердцах, если среди Вас есть те, кто был свидетелем описанного здесь, и у Вас есть фотографии по этой теме - прошу поделиться, если это возможно.

Пенза в личных фотографиях, история, искусство

Previous post Next post
Up