Предложение поработать в одном местном глянцевом журнале поступило в тот момент, когда у меня были свободное время и недостаток в деньгах. Денег никогда не бывает много, но очень часто бывает мало. Поэтому, немного подумав, наведя справки об этом журнале в частности, и об организации, в общем, решил рискнуть. Риск заключался в том, что была предложена должность главного редактора, а у меня ни литературного образования, ни опыта редакторской работы. Корпоративное издание, в выпуске которого я принимал скромное участие, можно было в расчет не брать. Масштабы не те… Кроме того, была информация о том, что организация, в которой мне предстояло работать, не очень охотно платит по счетам…
Однако было интересно попробовать себя в качестве автомобильного журналиста не только на ТВ, но и в печатном издании. Да и финансовый фактор сыграл свою роль. Кто же откажется от дополнительного заработка? Обговорив c генеральным директором издательства условия работы и размер оплаты, я приступил к работе. Договор о сотрудничестве был устный, в расчете на обоюдную порядочность, заявления о приеме на работу не писал, трудовую книжку и диплом никто у меня не спрашивал. Поскольку у меня было основное место работы по специальности, указанной в дипломе, то журналистскую работу рассматривал не как основную, а как дополнительный заработок. Наталья Голова, так зовут генерального директора ООО «Максимум плюс», выпускающее журнал «Иномарка», попросила меня выручить редакцию и помочь выпустить хотя бы пару номеров журнала, пока не найдут нового главного редактора взамен ушедшего. В журнале я упоминался как главный редактор, но фактически работал ведущим журналистом издания, который пишет про все и готовит основную часть контента, в том числе и часть рекламных материалов.
Работа была интересной. Хотя раньше уже дал себе зарок покончить с автомобильной тематикой, однако вновь вернулся в мир блестящих авто, сверкающих автосалонов, асфальтовых магистралей, дорожных приключений и рева спортивных автомобилей. Все-таки, выбранный для общения в интернете логин avtogolik довольно удачно выражает мою привязанность к автомобилям.
Первый номер сделал легко и быстро. Деньги за свою работу получил вовремя и сполна. Второй номер тоже получился без особых усилий, провел тест-драйв нового внедорожника, встретился с гостем номера, познакомился с интересными людьми… Да и заплатили вовремя. Нового главного редактора так и не нашли, и я стал писать материалы в следующие номера.
Однако вскоре начались проблемы. Первая проблема заключалась в том, что мне по основной работе надо было на 4 месяца уехать в столицу - пройти сертификационный цикл по новой врачебной специальности. Договорились с Натальей, что буду работать удаленно. Тест-драйвы проводить в Москве, писать статьи там, и присылать в редакцию по электронной почте. Нормальный метод в наше время. Деньги мне обещали переводить на мою банковскую карточку.
Все вышло гораздо хуже. Я получил травму и три месяца пролежал дома. Но и дома продолжал работать. Писал статьи, общался с людьми по телефону, интернету, в общем, обеспечивал выход журнала. Правда, деньги на карточку вовремя переведены не были, договорились, что как только поправлюсь, приеду в редакцию и получу все лично. Так появилась первая задолженность по зарплате. Сначала на месяц.
В конце концов, кости срастаются, и я снова вышел в люди. Работа в журнале продолжалась, но деньги за ноябрьский номер удалось получить лишь в феврале. Дескать, рекламодатели задерживают оплату, спад активности рекламодателей, «мертвый» рекламный сезон и прочие «веские» аргументы. Тем не менее, в журнале несколько полос отводились исключительно рекламе, и по самым скромным подсчетам, учитывая цены на рекламу в журнале, денег должно было хватать и на печать журнала, и на зарплату сотрудникам.
Были, конечно, и проколы, из-за которых журнал терял деньги. Например, при описании презентации в одном из дилерских центров его название я написал по-английски, а надо было по-русски. Так и пошло в печать. Автосалон обиделся и отказался платить. Журнал потерял деньги, вернее, недополучил. По крайней мере, мне так сказали. Но, как известно, перед отправкой в печать материал должен быть согласован с заказчиком. На это есть рекламный менеджер, который работает с клиентом и обеспечивает соответствие материала требованиям заказчика. Менеджер не сработал, бывает… В следующем номере материал об этом автосалоне вышел бесплатно, как мне было сказано...
Или такая ситуация. Автосалон приглашает на презентацию новой модели. В субботу презентация, в понедельник отправляю готовый материал в редакцию. Там его должны сверстать и отправить заказчику на утверждение. Однако, через 2 недели (!!!) мне звонят из автосалона и просят прислать материал на согласование, т.к. надо согласовывать его с дистрибьютором в Москве. Звоню в редакцию, а там, оказывается, еще сами не знают, как представить материал - как презентацию или тест-драйв. Говорю, что тест-драйв я уже провел и описал в этом же материале…. Видимо, за 2 недели не успели прочитать…
В редакции, как мне сказали, есть и корректор. Но время от времени в готовых номерах то и дело попадались грамматические ошибки. Вообще-то, я пишу довольно грамотно, но когда текст по несколько раз правишь в процессе работы, бывают чисто механические опечатки, и не всегда Word их выделяет. Корректор, как оказалось, тоже их не всегда замечает. В результате мне становилось ужасно неловко, когда в свежеотпечатанном номере я вдруг встречал ошибки.
И ведь это распространяется в количестве 5000 экземпляров по всему городу! Хотя… Обычно, когда приходит новый журнал, я беру себе несколько экземпляров. Штук 5-10. Раздать знакомым, людям, о которых писал в журнале, себе на память оставить. Все ждут новый номер. Как-то раз, очень ожидая очередной номер журнала, приехал в редакцию за своими экземплярами сразу же после того, как разгрузили машину из типографии. Стопки свежих журналов лежали в редакции на подоконнике. Весь тираж. Помня по работе с предыдущим изданием, какой объем занимают и 5000, и 10000 экземпляров журнала, ожидал увидеть подоконник, сверху донизу заложенный пачками с журналами. Оказалось, нет. Весь тираж, все заявленные 5000, уместились примерно в 50 пачек. В каждой по 20 журналов. Или остальные 4000 прямо из типографии были развезены по точкам? Но этим обычно занимался редакционный водитель, а он еще в свою машину ничего не забирал. Сколько на самом деде печатается - знают только особо приближенные к директору люди, да еще типография. Печатается журнал, правда, не в Пензе, может потому и решили печатать подальше, чтобы никто точно не знал, сколько из оплаченных рекламодателями номеров на самом деле выходят из печатного станка… Кроме автомобильного журнала это же ООО выпускает еще один, мебельный, «Дом&офис» называется, тоже наверное, приличным тиражом…
Несмотря задержку зарплаты, надеюсь, что деньги заработанные все-таки получу и продолжаю работать. Езжу на презентации новых машин, пишу о них отчеты в журнал. Пишу новости, исторические обзоры, встречаюсь с людьми, описываю тест-драйвы. То есть, работаю. Да, не как главный редактор, как журналист. И после сдачи материала в очередной номер опять названиваю руководству с просьбами заплатить за сделанную работу и уже вышедшие номера. А ответ одни обещания и очень редко - деньги. Задолженность по зарплате достигла трех месяцев. Редакционный водитель рассказал, что полную зарплату он не получал уже очень давно, дают по чуть-чуть, чтобы хватало на еду и бензин. В конце концов, водитель уволился. Работал в редакции хороший фотограф Дмитрий. Мы с ним провели не одну фотосессию тест-драйвов. Работать с ним интересно, у него хороший фотовзгляд, качественные фотографии. Дмитрий перестал работать с «Иномаркой», потому что перестали платить.
фото Дмитрия Ч.
Когда работаешь и рассчитываешь на своевременную оплату и обещанную сумму, соответственно и планируешь и свой бюджет. Тут же бюджет приходилось постоянно перекраивать, понятно, что не в сторону увеличения. Пришла весна. Команда пензенских автомобилистов - блогеров, в состав которой вошел и я, собиралась в автопробег по городам побратимам Пензы в честь 350-летнего юбилея города. Один из банков оказал спонсорскую помощь, но этих денег было недостаточно, пришлось использовать и личные средства. И этих средств руководство журнала мне задолжало за три номера. Чтобы хоть как-то получить честно заработанное, пришлось придержать материал для очередного номера. Накануне отъезда, выслушав в очередной раз историю о том, как сейчас тяжело вести бизнес, получил все-таки небольшую сумму, даже не за целый номер, а за 2/3. Договорились, что оставшуюся часть мне переведут на банковскую карточку. Верилось в это уже слабо, но все статьи одним большим архивом отправил на почту редакции. Все-таки душа болела за то, чтобы номер вышел вовремя. А на поездку пришлось занимать у друзей…
Как и следовало ожидать, никто никаких денег на карточку не перевел. И только после нескольких смс с напоминаниями, небольшая сумма все-таки поступила. Оставшаяся треть…
По возвращении, уверенный, что номер готов, звоню и спрашиваю, когда можно приехать за своими экземплярами. Оказалось, что мой материал, высланный две недели назад, никто не видел, поэтому журнал не готов. А почту проверить, видимо, никто не догадался, хотя я и сказал, что все статьи отправлены. Ну, понятно, майские праздники, людям тоже хочется отдохнуть…
Ладно, сделали номер. Туда успел войти материал про автопробег, потому что, как оказалось, два материала из архивного файла (!!!) потеряли, и они в это номер не вошли. Непонятно, зачем только я старался успеть все сделать до отъезда, если это никому не было надо…
Дальше стою перед дилеммой: послать подальше этот журнальчик со всеми его сотрудниками и потерять недополученную зарплату, или еще поработать и попытаться вытребовать свои деньги? Честно скажу, было искушение отправить всю журнальчиковую компанию в пешее сексуальное путешествие, но хотелось рассказать об автопробеге жителям нашего города, тем более, материал ждали читатели. Следующий номер делал так. Весь материал, который должен был идти в журнал, сбросил на флешку. После того, как получил деньги за апрельский номер (в августе), материал отдал.
Понятно, что желания работать в таких условиях постепенно становилось все меньше и меньше, пока не пропало совсем. Я человек спокойный и всегда сдержан в общении с людьми, но директором проекта «Иномарка» Лилией Комашиловой приходилось разговаривать жестко, порой грубо, но без мата, до этого не дошло. Был придуман такой ход: Лилия, как директор проекта, дает мне задание описать презентацию в автосалоне или подготовить рекламный либо какой другой материал. А деньги за работу должна платить Наталья, как генеральный директор. Т.е. задание дает одна, а не платит за него другая. Хорошее, с их точки зрения, разделение сферы ответственности.
Сейчас редакция мне должна заплатить за 3 номера и агентский процент за привлеченного рекламодателя, один из автосалонов - пятизначная сумма, причем, первая цифра не 1 и даже не 2.... Этой суммы хватит, чтобы , к примеру, полностью погасить остаток автокредита. Наталья Голова на телефонные звонки не отвечает. Человеку некогда - человек приобрел еще один бизнес, помимо издательского - кафе, и теперь руководит еще и там. То есть, денег, чтобы выплатить людям зарплату нет, а чтобы кафе купить - есть…
Когда приходится в общении с людьми, близкими к издательскому и рекламному делу, упоминать руководство журнала, то у моих собеседников возникают лишь отрицательные эмоции. Слишком многим задолжала «бизнеследи» из ООО «Максимум плюс», которое выпускает журналы «Иномарка» и «Дом&офис», и возвращать эти долги не торопится…