Поклонная гора: площадки военной техники

Aug 19, 2020 22:06







Всем доброго дня!

Недавно, а именно 2 августа, в день ВДВ, после длительного перерыва побывал на Поклонной горе, в Центральном музее Великой Отечественной войны. Основной целью были площадки военной техники на открытом воздухе. День «Д» на Поклонной горе, в отличие от Парка им. М. Горького, проходил тихо и мирно. Как бывшие десантники, так и люди, никогда не имевшие отношения к голубым беретам, в основном спокойно прогуливались по аллеям обширной парковой зоны либо осматривали экспозиции. Многие пришли целыми семьями, с маленькими детьми... Наконец-то смог уделить время написанию этого поста и обработке фотографий. Расскажу, конечно, не обо всех экспонатах, а только о тех, что показались лично мне наиболее интересными.



1. Легкий танк «Прага 38-Т» (Чехословакия). Разработан он был еще в 1937 году, предполагалось выпустить 400 машин для чехословацкой армии. Но дальше все пошло очень печально. В 1938 году Германия при попустительстве западных держав отторгла у Чехословакии Судетскую область, мол, там слишком много немцев проживает. Свои кусочки урвали, кстати, и Венгрия с Польшей. А в 1939 году страна была окончательно расчленена: Чехия превращена в имперский протекторат Богемия и Моравия (Böhmen und Mähren), а Словакия стала как бы независимым государством, сильно зависимым от рейха и союзным ему. Немцы по-хозяйски заставили чешские заводы работать на себя. Среди прочих трофеев внимательно осмотрели и LT, модифицировали, дали новое название и до лета  1942-го произвели аж 1424 штуки.



2. Полугусеничный тягач «Уник П.107» (Франция). Первоначально был разработан фирмой «Ситроен» (1934), но ввиду ее банкротства серийный выпуск наладили на фирме «Уник», наштамповали свыше 3000 штук. Дальше - одна из самых позорных страниц за полтора тысячелетия (если считать со времен Хлодвига) французской истории - кампания 1940 года. Петеновская верхушка трусливо капитулировала, тупо сдав страну Гитлеру. Вполне боеспособная французская армия отходила от границ, бросая танки, орудия, грузовики. Гитлерюги и здесь проявили смекалку, захватили большую часть тягачей и приняли их на вооружение. На их базе они создали БТРы и СЗУ.



3. Средний танк Т-III (Германия). Разработан в 1935-м, с 1937 по 1943 год выпущено свыше 5000 машин. По опыту французской кампании немцы усилили лобовую броню до 50 мм.



4. Самоходная артиллерийская установка «Мардер III» (Германия). Использовано шасси легкого танка чешского производства; орудие - переделка советской 76-мм дивизионной пушки. В 1942-1944 годах было выпущено 1756 установок.



5. Средний танк Т-34 (СССР).  Разработан в 1939 году в КБ харьковского завода под руководством Кошкина, Морозова, Кучеренко. С началом войны завод был эвакуирован в Нижний Тагил. Самый массовый танк Второй мировой: с 1940 по 1944 годы выпущено свыше 35 тыс. машин.



6. Еще одна тридцатьчетверка. Этот образец создан на заводе «Красное Сормово», подключившемся к производству в ходе войны. Отличительные особенности - литая башня и поручни для десанта.



7. Средний танк Т-IV (Германия). Разработан в 1936-м, с 1937 по 1945 годы выпущено 8686 машин. Была создана модификация с усиленным бронированием.



8. Несколько неожиданный именно среди техники памятник фронтовой собаке. За годы Великой Отечественной собаки подорвали 300 вражеских танков, доставили 120 тыс. донесений, вывезли с поля боя 700 тыс. раненых.



9. 37-мм автоматическая зенитная пушка (СССР), известна также как 61-К. Вокруг нее устроен специальный окоп для повышения защиты расчета, орудия и боеприпасов. Ее разработал еще в 1939 году конструктор Логинов, и это была первая советская АЗП, запущенная в крупносерийное производство. 61-К использовали и как корабельную зенитку, и ставили на самоходные зенитные установки. Она даже работала «не вполне по специальности» - как противотанковое орудие. Позднее эти орудия поставлялись за рубеж, принимали участие в различных локальных конфликтах. Они и по сей день состоят на вооружении армий ряда стран.



10. Санитарный железнодорожный вагон (СССР). Такие вагоны использовались для перевозки раненых, в них оборудовались изоляторы, аптеки-перевязочные, места проживания медперсонала. Конкретно этот вагон был сконструирован в 1925 году, а выпущен в 1937-м на заводе им. Егорова в Ленинграде.



11. Паровоз серии ЭУ № 680-96 (СССР). Сконструирован еще в 1912 году, а вот именно этот паровоз построен в 1928 году на Коломенском паровозостроительном заводе, позднее модернизирован. Считался очень экономичным паровозом и активно использовался всю войну.



12. Легковой автомобиль ГАЗ-М1 (СССР). Разработан на Горьковском автозаводе под руководством Липгарта. Первые  серийные образцы выпущены в 1936 году. Не обошлось без заимствований, прототипом здесь послужила американская модель  «Форд-Б». Во время войны машина использовалась для обслуживания командного состава. С 1936 по 1943 год выпустили почти 63 тыс. таких автомобилей.



13. Полевая кухня (СССР) - средство для приготовления и транспортирования горячей пищи. Ну а тянет ее легендарная полуторка, или ГАЗ-АА, самый массовый грузовик 1930-х годов. Вот этот грузовичок выпущен в 1942-м, найден в местах боев в Смоленской обл.



14. Пехотный (средний) танк «Матильда IV» (Великобритания). Разработан в 1937-м, с осени 1941-го поставлялись в СССР по программе взаимопомощи (прибыло свыше тысячи «Матильд» модификаций III и IV).



15. Средний танк М4А2 (США), в Англии известный как «Шерман». Разработан в 1941 -1942 годах. Из 8000 выпущенных машин 2000 было отправлено в СССР по программе ленд-лиза.



16. Самоходная артиллерийская установка Су-76И (СССР). Разработана в конце 1942 года КБ завода № 37 под руководством Каштанова на базе трофейного немецкого танка Т-III. Башню и подбашенный лист демонтировали, вместо них установили рубку с 76-мм орудием. В течение 1943 года московский филиал завода № 37 произвел двести таких установок. Почему столь ограниченный «тираж»? Да потому, что выпуск ограничивался числом трофейных машин, имевшихся в наличии.



17. Дальний бомбардировщик ИЛ-4, или ДБ-3Ф (СССР). Создан в ЦКБ Ильюшина. Первый полет прошел в 1936-м, а через год началось серийное производство. Выпускался заводами в Воронеже, Москве и Комсомольске-на-Амуре. Уже в августе 1941 года эти самолеты - 15 машин - совершили первую бомбардировку Берлина. Образец с экспозиции совершил вынужденную посадку в районе села Муравейка Анучинского района Приморского края. В ноябре 1993 года в Уссурийской тайге машину нашел Владимир Сафронов, бывший военный летчик, шеф-пилот и владелец первой в России частной авиакомпании «ДальАэро». Вместе с пилотом Чиликиным они демонтировали ИЛ-4, собрали все детали вокруг и на внешней подвеске от вертолета МИ-8 перенесли на базу авиакомпании (аэродром Барановский под Уссурийском). Позднее машину удалось передать на восстановление, которым занималась «Авиационно-реставрационная группа». В музее она с 2004 года.



18. Бензозаправщик БЗ-43 (СССР). Упрощенная версия бензозаправщика БЗ-35 на шасси грузового автомобиля ЗиС5в. На машину ставилась стальная цистерна емкостью 3000 л (их изготавливал ленинградский завод «ПРОМЕТ»). Выпускалась машина с 1943 по 1945 год, широко применялась в авиации и автобронетанковых частях.



19. Зенитная автомобильная прожекторная станция типа З-15-4Б изготавливалась московским заводом «Прожектор». Такие станции служили для того, чтобы обнаружить в ночное время вражеские самолеты и уничтожить их огнем истребительной авиации либо зенитной артиллерии. Автомобиль сделан на шасси ЗиС-12; источник света прожектора - дуга высокоинтенсивного горения, питание - от генератора мощностью 20 квт.



20. Легковой автомобиль ГАЗ-67Б (СССР). Его прототипом явились модели, разработанные в Научном автотракторном институте и на Горьковском автозаводе. В 1942-1943 годах автомобиль был модернизирован, до 1953 года было выпущено почти 63 тыс. этих машин различных модификаций. На его базе выпускались также легкие двухместные бронеавтомобили.



21. Истребитель Белл Р-63 «Кингкобра» (США). Создан в КБ фирмы «Белл». В 1943 году выпустили 3303 истребителя «Кингкобра», из которых 2421, то есть более двух третей отправлены в Советский Союз по ленд-лизу.



22. Да, это он, собственной персоной! Легендарный «Виллис», массовое производство которого Штаты начали в 1942 году. Конкретно этот автомобиль использовался в частях Ленинградского фронта, найден поисковым объединением «Высота». За время войны  было выпущено свыше 360 тыс. «Виллисов», причем в Советский Союз по ленд-лизу поставлено от 39 до 49 тыс. Цифры очень разнятся в зависимости от используемых источников и методик подсчета.  А много это вообще или мало? Конечно, немало, американскую помощь со счетов нельзя сбрасывать ни в коем случае. Но не будем забывать, что тот же Горьковский автозавод за 1941-1945 годы собрал 14 тыс. командирских машин ГАЗ-64, ГАЗ-67 и бронеавтомобилей на их базе. Это очень хороший результат для одного предприятия, работавшего в условиях нехватки квалифицированных рабочих, материалов и постоянных бомбежек.

«Виллис» и его копия от Форда стали самыми распространенными легкими автомобилями Красной Армии. Обычно они поступали в универсальном исполнении с четырехместным кузовом, брезентовым тентом, штампованной передней облицовкой с девятью вертикальными воздухозаборными прорезями и отверстиями для фар и подфарников.  В отличие от ГАЗ-67, на «Виллисе» сохранился исходный размер колеи (1 230 против 1 446 мм), что привело к установке неудобного суженного кузова и снижению боковой устойчивости. По воспоминаниям специалистов, главные недостатки «американцев» заключались в их «неустойчивости при кренах более 17°, плохой проходимости по бездорожью, слабом электрооборудовании, высокой требовательности к качеству моторных топлив и масел». (Конечно, чем попало не заправишь, привет Василию Алибабаевичу!) Превосходство по экономичности не превышало двух литров бензина на 100 километров, по максимальной скорости - на 15 км/ч больше. Но, как ни оценивай, в отсутствие подобных советских машин простые шоферы безоговорочно признали «Виллис» самым совершенным, мощным и экономичным автомобилем. (При написании этого комментария частично использованы материалы Евгения Кочнева с сайта Колеса.ру).



23. Торпедный катер проекта 123бис типа «Комсомолец». Строились такие катера на Тюменской судоверфи, а с октября 1941 года - на заводе № 639. Предназначались для нанесения торпедных ударов и постановки дымовых завес. Данный образец создан в 1944 году в Ленинграде. Всего было построено свыше тридцати таких катеров, вошедших в состав Балтийского, Черноморского и Тихоокеанского флотов.



24. «Не нужен нам берег турецкий, - думают утки Поклонной горы, - нам и здесь хорошо!»



25. Есть и кое-что от наших «японских партнеров», например, вот это: легкий танк типа 95 «Ха-го». Разработан в 1934 году фирмой «Мицубиси» для сопровождения кавалерийских подразделений. Танк получился быстрым, но со слабым бронированием. Через пару лет, к моменту запуска в серию, основным его потребителем стала пехота; применялся он и подразделениями морской пехоты. Всего до 1945 года японцы успели выпустить 2375 таких машин.

А затем я отправился на вторую площадку, меньшей площади, где экспонируется военная техника, принимавшая участие в локальных войнах, «засветившаяся» во всевозможных «горячих точках», что полыхали в изобилии по всему миру после Второй мировой. Увы, меня ожидало некоторое разочарование: на площадке представлена только советская техника. А было бы интересно глянуть, например, чем воевала американская коалиция в Корее, что использовали французы, а затем те же американцы и их туземные союзники во Вьетнаме, что поставляли афганским душманам восточные и западные покровители, а что они самостоятельно «собирали на коленке», чем утюжили арабов «сионистские агрессоры»,  с чем носились по ангольским джунглям бойцы группировки УНИТА и южноафриканские коммандос, ну и так далее. Неужели нет подобных трофеев? Уверен, они есть, возможно, в меньшем количестве, чем трофеи Второй мировой, но все же стоят или лежат на каких-нибудь спецскладах как в России, так, скажем, и во Вьетнаме, на Кубе. Но тут есть один щекотливый момент: не с одним из «антинародных режимов», вредивших нашим тогдашним друзьям, а тем более с антимарксистскими партизанами СССР не находился в состоянии войны. Лишь с Израилем были надолго разорваны дипотношения, и не более того. Итак, давайте все же бросим беглый взгляд на вторую площадку.



26. Вертолет непосредственной поддержки войск Ми-24 (СССР) создан в ОКБ Миля в 1969 году.  Кабина летчиков бронирована. Вместимость грузовой кабины - восемь десантников. Особенно широко применялся для выполнения боевых задач во время Афганской войны.



27. Военно-транспортный вертолет Ми-8 (СССР) создан в ОКБ Миля еще в 1960 году, в серию пошел через пять лет. Самый массовый двухдвигательный вертолет в мире. Выпускался в нескольких модификациях: пассажирской, десантно-транспортной, постановщика помех, санитарной. Широко использовался во время Афганской войны.



28. Легкий многоцелевой вертолет КА-26ЛЛ (СССР) создан в ОКБ Камова в 1965 году. Выпускался серийно с 1968 по 1977 год в нескольких модификациях: корабельно-спасательного, погранично-патрульного, санитарного, транспортного и сельскохозяйственного. Всего изготовлено 825 машин. В кабине можно разместить шесть человек или 900 кг оборудования.



29. Корабельный противолодочный вертолет КА-25 ПЛО (СССР) создан в ОКБ Камова в 1961 году. В серию пошел с 1965 года; было построено 460 вертолетов 18 модификаций. Отличительная особенность - соосное расположение двух несущих винтов, вращающихся в противоположные стороны, что обеспечило снижение массы и уменьшение габаритов вертолета.



30. Учебно-тренировочный истребитель МиГ-15 УТИ (СССР) разработан в 1949 году в ОКБ Микояна и Гуревича. Это двухместный среднеплан цельнометаллической конструкции с герметичной кабиной и двумя катапультируемыми креслами. Было выпущено 3433 машины такого типа. И что самое обидное: на такой вот с виду несерьезной «уточке» 27 марта 1968 года как раз и погибли опытнейшие люди, Юрий Гагарин и Владимир Серегин!



31. Фронтовой многоцелевой истребитель МиГ-23 (СССР) разработан в 1967 году в ОКБ Микояна и Гуревича. Это сверхзвуковой одноместный высокоплан цельнометаллической конструкции, с крылом изменяемой геометрии (от 16 до 74°) с герметичной кабиной и  катапультируемым креслом. Было выпущено почти 4400 таких машин в девяти модификациях (на снимке - МиГ-23М.



32. «Сушка», штурмовик Су-25 (СССР), разработан в 1975 году в ОКБ Сухого, в серию пошел через три года. Всего было выпущено около 1320 машин. Это дозвуковой высокоплан, производился в нескольких модификациях, в том числе и корабельной. Широкое применение нашел в ходе Афганской войны.



33. Фронтовой многоцелевой сверхзвуковой истребитель МиГ-29 (СССР) разработан в 1977 году в ОКБ Микояна и Гуревича. Представлял собой сверхзвуковой одноместный высокоплан цельнометаллической конструкции с герметичной кабиной и  катапультируемым креслом. Для ближнего боя имелась нашлемная система целеуказания, она разворачивалась в том же направлении, что и голова летчика. В 1985-1991 годах было выпущено 1300 машин различных модификаций, в том числе и корабельная. До середины 1990-х годов по маневренным показателям превосходил все серийные истребители аналогичного типа, в том числе и зарубежные. Кстати, летчики пилотажной группы «Стрижи» (авиабаза «Кубинка») летают именно на МиГ-29.



34. Военно-транспортный самолет АН-12 (СССР). Создан был удивительно своевременно (1959), на хорошем техническом уровне. Простой в освоении и неприхотливый в эксплуатации, АН-12 принес признание и мировую известность Олегу Антонову и его ОКБ. На трех заводах было выпущено 1243 самолета. Диапазон применения - от освоения необжитых районов и оказания помощи при стихийных бедствиях до прямого участия в военных конфликтах.  АН-12 различных модификаций долгое время составлял основу военно-транспортной авиации страны. Сегодня на вооружении состоят более совершенные машины, однако «двенадцатая» остается в строю и пользуется заслуженной любовью экипажей.



35. Боевая машина пехоты БМП-1 (СССР).  Первая советская серийная боевая бронированная плавающая гусеничная  машина, должна была действовать в бою совместно с танками. Разработана в КБ Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), серийно выпускалась с 1966 по 1979 год.  Производилась по лицензии за рубежом и поставлялась более чем в сорок стран мира. Всего выпущено порядка 20 тыс. машин.



36. Основной (средний) танк Т-64А (СССР) разработан Харьковским КБ по машиностроению. Принят на вооружение в 1969 году. На нем были впервые применены аппарат заряжания, что позволило сократить экипаж до трех человек, оптический дальномер и комбинированная броня, повышающая защищенность от новых типов снарядов.  На танках Т-64 всех модификаций устанавливалось гладкоствольное орудие калибра 125 мм. Серийное производство продолжалось до 1987 года.

Вот такой получился блиц-поход по площадкам военной техники на Поклонной горе. Ну что, будем дискутировать?

военная история, история СССР, история военной техники, площадки военной техники, музей Великой Отечественной войны, Поклонная гора

Previous post Next post
Up