Речь и возраст: критический период в освоении языка

Oct 22, 2014 00:30

Cмотрю на дочку и поражаюсь, с какой скоростью она запоминает новые слова, выражения, новые конструкции и как лихо управляется с языком - настоящее подтверждение тому, что в детстве освоение языка происходит невероятно эффективно. А что об этом говорит наука?





В жизни человека есть так называемый критический/чувствительный период в освоении речи (Леннеберг, 1967), то есть период, когда человек может без усилий и в совершенстве освоить язык. И хотя существуют разные вариации на тему гипотезы критического периода, примерные сроки таковы: от рождения и до 12 лет человек обладает возможностью полноценно освоить речь. Если ребенка в это время лишить возможности общения с помощью речи, то освоение языка существенно затрудняется.

Существует несколько примеров, подтверждающих гипотезу. Очень грустный пример - это так называемые «одичавшие» дети (wild children), или дети-маугли. Одна из самых известных историй - история Джини (Genie), девочки, cтавшей жертвой невероятой жестокости в обращении. С 20 месяцев и до 13 лет отец держал ее в изолированой комнате, привязанной к детской кроватку или горшку. Девочка до 13 лет носила подгузники, не ходила, и в 13 лет была ростом с 7-летнего ребенока. После того, как мать смогла уйти от отца и забрать с собой Джини, она обратилась в социальные службы. С Джини работали психологи и лингвисты, но несмотря на это девочка так и не смогла полноценно освоить язык и речь, в частности грамматику языка. Гипотеза критического периода объясняет это тем, что во время особой чувствительности к языку Джини не была предоставлена возможность слышать речь в достаточном количестве. Многие ученые связывают это с условиями, в которых росла Джини - социальной и познавательной депривации, и недостаточного питания. Одичавшие дети встречаются достаточно часто в 21 веке (Danielle Crockett; Камбоджийская девочка из джунглей). И хотя дети более-менее осваиваются в социуме, судя по всему, их языковое развитие проходит очень медленно и достигает лишь невысокого уровня. Дети-маугли встречаются и в России, но найти информацию об их судьбе после возвращения в общество очень и очень сложно..

Более убедительны как демонстрация возрастного упадка в освоении языка на мой взгляд, исследования из области освоения языка глухонемыми (Newport & Supalla, 1987). В то время, как когнитивные и социальное развитие таких детей протекает обычным образом, за счет того, что около 90% глухонемых детишек рождаются у слышащих родителей, возраст, когда они получают возможность осваивать жестовый язык, очень разнится. Для некоторых изучение языка начинается лишь с посещением специализированных учреждений в дошкольном/школьном возрасте. Newport  & Supalla (1987) протестировали уровень владения речью взрослыми, в течении 40 лет, разговаривающими на американском жестовом языке, и выяснили, что существует обратная зависимость правильности речи и возраста, в котором дети впервые получили доступ к языку глухонемых. Дети, с рождения столкнувшиеся с речью, показали лучшие результаты на языковых тестах, чем те, что начали изучать язык в 4-6 лет. Показатели последних, в свою очередь, были выше, чем тех, кто получил доступ к языку после 12 лет. Исследования с глухонемыми пробандами показывают, что ранняя возможность столкнуться с речью - это залог качества владения языком. Упадок  же в способностях к освоению языка происходит не сразу, а постепенно, и, что хотя освоение языка существенно затрудняется после 12 лет и приводит к более низкому уровню владения им, даже после 12-летнего возраста язык вполне поддается изучению.

Распространено мнение, что критический период существует и в освоении второго/иностранного языка. Но об этом в следующий раз J

мозг, дети, язык, речь, развитие

Previous post Next post
Up