Комментарий на заявление СОРОиК о программе "Классические беседы".

Dec 05, 2019 16:00


Комментарий на заявление Синодального отдела религиозного образования и катехизации» (СОРОиК) о программе «Классические беседы»

Прежде всего необходимо понимать, что ни СОРОиК, ни «Патриаршая Комиссия по вопросам семьи, защиты материнства и детства» не является голосом Церкви. Таковым голосом является Собор, через который говорит Сам Дух Святой, как об этом писали отцы карфагенского собора в послании к папе Целестину: «суд вдыхает Бог бесчисленным иереям, собранным на собор». Об этом же говорит и Давид в таинственных словах: «Бог стал в сонме богов; среди богов произнес суд» (Пс. 81:1). В сонме епископов таинственно стоит Христос и произносит Свой суд.



Голосом Русской Церкви является Архиерейский Собор, который имеет право выносить полновесное суждение на предмет соответствия Писанию, Преданию и священным канонам той или иной церковной инициативы. Ибо в Уставе РПЦ сказано: «Русская Православная Церковь…осуществляет свою деятельность на основе: Священного Писания и Священного Предания; б) канонов и правил святых апостолов, святых Вселенских и Поместных Соборов и святых отцов; в) постановлений своих Поместных и Архиерейских Соборов, Священного Синода и Указов Патриарха Московского и всея Руси» [1]. Патриарх Московский равен Архиерейскому собору (ибо глава равна телу), поэтому в межсоборный период ему предоставлено право вместе с Синодом решать регулярно возникающие затруднения до их утверждения на Архиерейском соборе. СОРОиК и другие синодальные комиссии - это всего лишь советники Патриарха и Синода в межсоборный период.

Атакуемые клеветниками из СОПР эти советники ныне высказались против КБ в двух смыслах: «неприемлимы призывы к «расшколиванию детей» и «СО КБ не может рассматриваться в качестве программы, допущенной от лица Русской Православной Церкви для использования в образовательных целях» [2]. Данные утверждения содержат опасную двусмысленность, ибо они создают у читателей ложное убеждение, что общеобразовательная школа и ее секулярная (намеренно отделенная от религии) программа допускается Церковью, а КБ - нет. Двусмысленность вредная, ибо она очевидно противоречит заявленной в «Основах социальной концепции» РПЦ цели «устранения последствий атеистического контроля над системой государственного образования» [3]. А этот утвержденный на Архиерейском соборе в 2000-м году документ считается основополагающим для РПЦ по сей день.

Более того, даже голос Архиерейского собора РПЦ является Голосом Духа Святого только при условии соответствия его постановления Священному Писанию и каноническому Преданию, которое дано тем же Духом. Ведь Бог не противоречит Сам Себе. Поэтому когда отцы Неокесарийского собора приняли противоречащее Писанию постановление о семи диаконах, то их решение было впоследствии отменено 16-м каноном Пято-Шестого (Трулльского) Собора. Интересно, что повествуя об этом, свт. Марк Ефесский называет неокесарийский канон бесполезным: «Замечая бесполезность этого канона, Шестой Вселенский Собор так говорит о сем в 16-м каноне» [4].

Следовательно, если (не дай Бог!) Архиерейский собор РПЦ примет противоречащее Священному Писанию постановление: например, признает происхождение от обезьяны или назовет школьное секулярное образование - подлинно христианским и православным и призовет к запрету семейного образования; то таковое определение будет БЕСПОЛЕЗНЫМ и вскоре разрушится. Ибо, как говорит свщм. Дионисий Ареопагит «Божество не преклоняется безрассудными стремлениями священников» (см. Алфавитная Синтагма. Буква А.гл.18).

Учитывая, что православные христиане призваны слушаться Бога и только Бога, значение обсуждаемого ныне заявления синодальных советников равно нулю. Не стоит обращать на него большого внимания и волноваться по пустякам, но продолжать заниматься своими прямыми обязанностями - воспитывать из своих детей членов Царствия Божия, тщательно охраняя их от развращения в дурных сообществах и духовного яда, которыми пропитаны школьные пособия: скрытого атеизма, материализма, марксизма, дарвинизма и т.д. У нас самих море проблем.

Господь Бог доверил детей конкретным родителям и только им. Отец внутри семейства уподобляется Богу Отцу в Святой Троице и епископу в поместной общине (епархии). Именно поэтому в священных канонах Церковь без епископа называется вдовствующей, а клирики - клириками «от ребра» епископа. Как епископ имеет право учить свой клир Закону Божию и через клир (жену) - учить духовных детей (мирян), точно так и отец семейства должен наставлять свою жену, ибо написано: «если же они хотят чему научиться, пусть спрашивают [о том] дома у мужей своих» (1Кор.14:35); а через жену-соработницу - своих детей. И никто, не патриарх, ни Синод, не имеет права вмешиваться ни в епархию к епископу, ни в малую церковь. Ибо и епископ и отец семьи лично ответят перед Богом за вверенную им паству. Храмовые священники получают власть только когда семья приходит в храм. Но и здесь храмовый священник обязан учить жен через их мужей, с учетом их мнения. Мудрый пастырь всегда спрашивает у жены: а что говорит твой муж? Иначе, если порядок богословия нарушается, то семья обычно распадается, а священника объявляют младостарцем.

В свою очередь православные отцы и вообще все христиане должны знать Библию и следить за священниками: соответствует ли их учение Священному Писанию и Преданию? Об этом ясно сказано в 72-м нравственном правиле св. Василия Великого: «слушатели, наставленные в Писании, должны испытывать, что говорят учители, и согласное с Писанием принимать, а несогласное отметать, и держащихся таковых учений еще более отвращаться» [5]. В нашем случае позиция протоиерея Димитрия Смирнова и Патриаршей Комиссии по вопросам семьи, защиты материнства и детства соответствует  Писанию, а заявление СОРОиК - нет.

Пора перестать очаровываться рясой и митрой, и вспомнить, что епископ и всякий священник могут быть учителями и отцами только при условии, что их учение соответствует учению Отца Небесного. Об этом говорит Господь Иисус Христос: «А вы не называйтесь учителями, ибо один у вас Учитель - Христос» (Матф.23:8). «Мое учение - не Мое, но Пославшего Меня» (Иоан.7:16) - учителем может быть назван тот, кто может приложить к себе данные слова Господа. Если священники учат дарвинизму, платоновской философии, или национал-патриотизму - в этом месте они ни разу не учителя и не отцы. Эти их личные заблуждения, которые не стоит принимать за учение Бога и Церкви. Существуют и просто волки в овечьей шкуре (в рясе) - впавшие в грехи епископы и священники, которых сатана использует для того, чтобы «они отвращали от жертвоприношений Господу» (1Цар.2:17).

Я напомнил эти общеизвестные истины, чтобы никто из нас не обманулся, возлагая чрезмерные надежды на Православие чиновников Московской Патриархии. Ни для кого уже не секрет, что в РПЦ сейчас не все так гладко. Так, известный публицист Сергей Чапнин пишет: «Священники и прихожане готовы признать, что фаза «в РПЦ что-то пошло не так» уже пройдена. От последних новостей из Московской патриархии становится совсем не хорошо. Полное ощущение, что нынешнюю фазу можно назвать «поезд летит под откос» [6]. Вспоминая 10-летия отшествия праведного Даниила Сысоева, иерей Георгий Максимов заметил: «за прошедшие годы были многие вещи, которые бы о. Даниила сильно огорчили, и я рад, что он их не видел» [7] . А Александр Люлька в комментариях к своему сообщению прямо написал: «Я вижу только один [выход]. Измениться руководству МП. Или - поменять руководство МП» [8].

Итак, каждый из нас должен исполнять зону своей ответственности, заботиться о вверенной пастве, готовясь дать отчет пред Богом и надеясь только на Него. Ибо написано, что всякий надеющийся на Него не постыдится!

[1] Устав Русской Православной Церкви. Глава I. Общие положения  http://www.patriarchia.ru/db/text/133115.html

[2] Официальное сообщение Синодального отдела религиозного образования и катехизации о продвижении в России программы «Классические беседы»  http://www.patriarchia.ru/db/text/5541005.html

[3] ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ КОНЦЕПЦИИ Русской Православной Церкви.  http://www.patriarchia.ru/db/text/419128.html

[4] Марк Эфесский, святитель. Первое слово о чистилище. Цитата по: Амвросий Погодин, архимандрит. Святой Марк Ефесский и Флорентийская Уния. https://azbyka.ru/otechnik/Amvrosij_Pogodin/svjatoj-mark-ehfesskij-i-florentijskaja-unija/3

[5] Святитель Василий Великий. Нравственные правила. Правило 72. https://azbyka.ru/otechnik/Vasilij_Velikij/nravstvennye_pravila/72

[6]  Сергей Чапнин. Будущее патриарха Кирилла и будущее простых прихожан. Три сценария для РПЦ

[7] https://www.facebook.com/alexander.lyulka/posts/2460318507575842

[8] Десять лет https://yurij-maximov.livejournal.com/425078.html

Классические беседы

Previous post Next post
Up