На поле Куликовом

Mar 01, 2015 12:33

Продолжу, пока погода не особо радует нас солнечными деньками, публиковать прошлогодний фотоматериал. В центре внимания - мемориал в честь победы объединенного русского войска над татаро-монголами.



Летописные источники свидетельствуют, что битва происходила 8 сентября 1380 года «на Дону усть Непрядвы».


Вопрос точной локализации места боестолкновения до сих пор является открытым, поэтому приведу отрывок из «исторического обозрения Тульской губерни» 1849 года с предполагаемой на тот момент расстановкой войск.


А, заодно, и фрагменты карт данной местности по состоянию на 1790 год и нынешний день.


Первым исследователем Куликова поля был Степан Дмитриевич Нечаев - местный помещик, увлекавшийся историей и археологией. Любопытно, что первый музей Куликовской битвы был открыт Нечаевым в двух залах своего усадебного дома в селе Полибино Рязанской губернии.


По инициативе Нечаева тульский губернатор Владимир Федорович Васильев в 1820 году выступил с ходатайством перед императором Александром I о создании на Куликовом поле памятника Дмитрию Донскому.


В 1847 году Николай I утвердил эскиз чугунного обелиска, выполненный Александром Павловичем Брюлловым - старшим братом известного живописца.


В следующем году в Петербурге на заводе Ф. Берда были отлиты чугунные детали общим весом 428 тонн. Еще полтора года заняла их доставка и сборка тридцатиметрового столпа непосредственно на месте установки - так называемом, Красном холме.


И, наконец, 8 сентября 1850 года, в день 470-й годовщины Донского побоища и 500-летия рождения Дмитрия Донского, в присутствии губернатора, представителей дворянства, духовенства и множества крестьян состоялось торжественное освящение и открытие памятника.


Увенчанный золоченой главой с крестом триумфальный столб имеет трехступенчатый базис. В первом ярусе между шлемами, мечами и щитами русских воинов размещены ниши с надписями и барельефами. Второй, третий и четвертый ярусы оформлены пучками сужающихся кверху колонн. Четвертый ярус украшен дубовыми листьями - символом доблести и ратной славы.


К западу от монумента находится смотровая полощадка с барельефом, на котором изображен ход сражения. Помимо памятника Нечаевым задумывалось также и строительство храма, первый проект которого разрабатывался все тем же Брюлловым. Проект этот, однако, не нашел одобрения императора и о строительстве храма забыли до начала XX века.


В 1902 году председатель комитета по возведению храма-памятника в память о Куликовской битве граф Алексей Васильевич Олсуфьев пожертвовал около 40 десятин земли под строительство, а через два года епископ Тульской епархии Питирим получил одобрения Синода и Императора России Николая II на сооружение храма.


Проектирование поручили Алексею Викторовичу Щусеву, который чуть ранее перестраивал Олсуфьеву фамильный особняк на Фонтанке.


В процессе работ случился казус - отстаивая асимметричный главный фасад, Щусев поссорился с Олсуфьевым, требовавшим сделать башни с однотипными по форме завершениями.


Проект оригинального храма в неорусских формах был готов в 1911 году, строительство начали в 1913 году, а окончили незадолго до известных событий 1917 года.


Освящался храм во имя преподобного Сергия Радонежского уже после революции - в 1918 году.


Вдохновлялся Щусев формами древнерусских храмов XIV-XVI веков, а один из куполов был выпонен в виде воинского шлема XIV века.


Церковные службы на Куликовом велись до 1940 года, затем храм закрыли и бросили на разорение.


В середине 1960-х годов по инициативе местных краеведов вновь стали проводиться экскурсии, затем был создан филиал Тульского областного краеведческого музея и начаты работы по реставрации памятников и благоустройству территории.


Основной объем восстановительных работ был выполнен в ходе подготовки к празднованию 600-летнего юбилея Куликовской битвы, когда в отреставрированном храме была открыта музейная экспозиция.


С 2002 по 2010 годы храм находился в совместном ведении музея и Троице-Сергиевой лавры, затем музей передислоцировался ближе к Непрявде - в село Монастырщино, а памятник стал монастырским подворьем.


На этом у меня все, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.

P.S. Чертеж западного фасада храма любезно предоставлен archistorikом Григорием Одинцовым.

памятник, Тульская область, Щусев, модерн

Previous post Next post
Up