Давно про Подмосковье ничего не писал, поэтому исправляю ситуацию и размещаю отчет о совершенной в последний воскресный день января в компании Вадима
deadokey и Серёжи
sergey_vg экспедиции.
Известное с середины XVI века село Ярополец (Ераполчь, Ярополчь) расположено на правом берегу Ламы в 14 верстах на северо-запад от уездного города Волоколамска.
В те годы село принадлежало Иосифо-Волоцкому монастырю, пока в 1558 году Иван IV Грозный не включил его в число своих дворцовых вотчин.
В 1684 году указом Софьи Алексеевны село было пожаловано отставному украинскому гетману Петру Дорофеевичу Дорошенко, который прожил на покое 14 лет и здесь же был похоронен.
После смерти гетмана имение было разделено между наследниками на две части: северная отошла младшему сыну Петру, а южная - Александру.
В 1717 году Петр Петрович Дорошенко продает свою часть земель сподвижнику Петра I графу Григорию Петровичу Чернышёву. И уже сыном графа Чернышёва - Захаром в 60-х годах XVIII века начинается обустройство имения.
Скромная усадьба была превращена в великолепную резиденцию сановного вельможи (Захар Григорьевич был первым московским генерал-губернатором) с дворцом, церковью, хозяйственными корпусами и замечательным парком, украшенным многочисленными павильонами, обелисками, скульптурой. Широта замысла, мастерское его исполнение и цельность художественного ансамбля дали в свое время повод называть усадьбу русским Версалем.
В 1775 году имение удостоилось посещения Екатериной II, в память о котором в парке был установлен гранитный обелиск.
В 1832 году усадьба переходит к Кругликовым, затем - к Безобразовым, но сохраняется в целости до известных событий 1917 года.
Дворец, авторство которого приписывают французу Валлен-Деламоту, а реализацию - архитектору Петру Романовичу Никитину, представляет собой выстроенное в стиле раннего классицизма двухэтажное кирпичное здание с мезонином, в наружной обработке фасадов которого ощущается влияние барокко.
Внешнее убранство дворца изысканно и нарядно: оштукатуренные фасады, ритмически расчлененные лопатками и филенками, украшены лепниной, подоконными вставками и карнизами.
После революция усадьба была национализирована и приспособлена под сельскую больницу и детский санаторий. Дворец серьезно пострадал во время Великой Отечественной войны, а предпринятые после попытки восстановления так и не довели до конца (на интерьерном фото можно увидеть Вадима
deadokey за работой).
Помимо дворца, усадьба знаменита уникальной Казанской церковью, начатой постройкой в 1780 году по задумке самого графа Чернышёва. После его смерти в 1784 году строительство приостановилось и освятили достроенный храм только 1798 году.
Впрочем, храм заслуживает отдельного рассказа, мы же направимся на юг...
...во вторую половину разделенного имения гетмана Дорошенко, которую его внучка Екатерина Александровна принесла в приданое своему мужу - генерал-поручику Александру Артемьевичу Загряжскому.
За боковыми въездными воротами, пилоны которых выполнены в форме крепостных башен, нас встречает старейшая из сохранившихся усадебных построек - церковь Иоанна Предтечи. Первоначально барочный храм был выстроен Александром Артемьевичем в 1751-55 годах и подвергся перестройке его сыном Борисом в 1808 году, когда появились два дополнительных придела с массивными тосканскими портиками.
Усадьба начала формироваться все в тех же 60-х годах XVIII века, когда были поставлены деревянный дом с циркумференциями хозяйственных построек. В 1775 году сюда также заглянула Екатерина II, после чего главный дом был перестроен в камне, а также появился пейзажный парк, украшенный парковой архитектурой.
Художественная специфика комплекса в совокупности с мастерской его разработкой дают основание связывать авторство ансамбля с любимым учеником Казакова - Иваном Васильевичем Еготовым.
Выстроенный в стиле зрелого классицизма усадебный дом состоит из главного корпуса и двух флигелей, объединенных с ним крытыми галереями. Главный и парковый фасады в средней части украшены лоджиями с портиками коринфского ордера. На флигелях колонны заменены пилястрами. Наружный декор построен на контрастном сочетании белокаменых и лепных деталей с красным фоном неоштукатуренных стен.
В 1821 году усадьбу унаследовала внучка Загряжского - Наталья Ивановна, которая в 1807 году вышла замуж за промышленника Николая Афанасьевича Гончарова. Здесь свои детские годы провела дочь Натальи Ивановны и Николая Афанасьевича - Наталья, впоследствии - жена небезызвестного Пушкина.
Александр Сергеевич дважды навещал тещу (в 1833 и 1834 годах), а сами Гончаровы продолжали владеть усадьбой до Октябрьской революции. После революции на втором этаже главного дома разместилась школа, а в части комнат первого - музей. Во время великой отечественной войны усадьба пострадала меньше соседней, однако за последующие 15 лет местные жители растащили все, что можно было унести.
С 1959 года усадьба была переданы Московскому авиационному институту для организации дома отдыха. Проект реставрации, разрабаотанный трестом «Мособлреставрация», предусматривал восстановление комплекса построек с приспособлением под использование в качестве дома отдыха. Парковые сооружения и сам парк восстанавливать не планировалось. Восстановительные работы завершились к 1970 году, и усадебные постройки обрели довоенный вид.
Помимо классицистского главного дома, следует отметить выполенную в псевдоготочных формах не то зимнюю оранжерею, не то парковый павильон, вкомпонованный в усадебную ограду.
Поставленное на высокий цоколь двухэтажное здание ныне имеет вид самой настоящей "романтической руины".
На наше знакомство с Ярополецкими усадьбами закончено, как говорится: Feci quod potui faciant meliora potentes.
P.S. При написании поста использовались:
1. Памятники архитектуры московской области. Том I - Москва, 1975 г.;
2. Зодчие Москвы времени барокко и классицизма - Москва, 2004 г.;
3. Архивные фото взяты с сайта
"фотографии прошлого".