По старому Калужскому тракту или забытые храмы в Башмаковке и Казаринове

Feb 26, 2015 21:24

В последнюю октябрьскую субботу прошедшего года в компании Лёши cr2 была совершена вылазка в Малоярославецкий уезд Калужской губернии, о которой я, отчасти, уже рассказывал.



Оба памятника архитектуры, о которых сегодня пойдет речь, расположены недалеко друг от друга на известной с XVI века дороге, что начиналась в Москве у Крымского Брода и заканчивалась в Калуге у несохранившихся Московских ворот.


К настоящему времени часть дороги, идущая по Подмосковью, превратилась в федеральную трассу А-130, тогда как Калужский участок утратил свое значение, превратившись в проселки, а, местами, и вовсе исчезнув.


Первая остановка была сделана в селе Казариново, где издревле находилась деревянная церковь Никиты Мученика.


Нынешняя каменная церковь с трапезной и трехъярусной колокольней была построена в византийском стиле в 1903 году прихожанами братьями Гусевыми и некой Ксенией Ивановой. Имела, помимо главного Никитского престола, также придельные - в честь Великомученицы Варвары и преподобного Тихона Калужского.


Однако через каких-то 30 лет после освящения церковь закрыли и впоследствии, судя по нынешнему состоянию, активно использовали в качестве каменоломни.



Интересно, много домов в округе стоят на фундаменте из "церковного" кирпича?


После Казариново грейдер сменяется основательно подразбитой грунтовкой, которая, минуя чуть живые деревушки Семендяево и Якимовку, выводит нас к северной окраине обезлюдившего села Башмаковка.


Над полуразвалившимися домушками и зарослями борщевика возвышается каменный храм, выстроенный в 1812 году прихожанами и протоиереем Илларионом Успенским в классицистских формах. Имел три престола: главный - Никольский и придельные, освященные в честь Пресвятой Троицы и Успения Божией Матери.


В 1862 году старостой Стефаном Георгиевым вокруг церкви была устроена каменная ограда (не сохранилась), а 1874 году при церкви открылось училище. Закрыли, кстати, храм сравнительно недавно - в 1961 году, после чего помещения приспособили под зерносушилку.


Боковые фасады основного объема украшались четырехколонными портиками, архитрав которых был устроен достаточно оригинальным образом - из деревянных балок, тогда как остальные части антаблемента и фронтон были кирпичными.


И если северный портик, что называется, "еще держится", то от южного остались одни лишь колонны.


Заглянем внутрь - от примыкающей с запада к основному объему обширной трапезной сохранились только наружные стены с торчащими из них связями.


Еще несколько лет назад в центре основного объема возвышался жуткого вида агрегат, скорее всего, сданный в металлолом "предприимчивыми" жителями из окрестных деревень.



Сейчас напоминанием о нем остался только бетонный фундамент.


Наиболее сохранной выгядит световая ротонда, на сводах которой просматривается роспись под кессоны, а в простенках - апостолы.


Павел и Пётр.



Иаков и Андрей.



Больше задерживать внимание не на чем, поэтому завершаем знакомство с оказавшимся "вдали от цивилизации" памятником архитектуры и направляемся в более людные места.


P.S. При написании поста использовались:
1. Список населенных мест Калужской губернии по сведениям 1859 года - СПб., 1863;
2. Рошефор Н. И. Опись церковных памятников Калужской губернии - СПб., 1882.

Калужская область, интерьеры, руины, эклектика, классицизм

Previous post Next post
Up