"-Они держали тебя в солёной воде?!
-Да, отец.
-Они же погубили тебя! Негодяи!!!"
Ну ничего не могу с собой поделать: только начинаю думать про артистов, которых готовили мы для нашего водного спектакля - и тут же в голове вновь и вновь долдонит этот диалог из старого фильма "Человек-Амфибия". Поставил его "эпиграфом" - вроде отлегло... Хотя - нет! Вот опять, далёким эхом, где-то между затылком и ушами (там, где положено быть жабрам!) - вновь слышу, но на сей раз - голоса злодеев из того же кино: "Пошел в воду, жаба!"
Не беспокойтесь! Не было у нас солёной воды, равно, как и "жабами" мы никого не называли. Просто воспоминания и ассоциации из непристойно-далекого детства - уж очень сильны и живучи.
Если для шоу с Селин Дион нам нужны были танцоры, а для всех предыдущих проектов, над которыми мы работали с Франко Драгоне - те или иные артисты цирка, и ни тех, ни других мы не изымали из уже относительно знакомого им элемента (за исключением Зоны Комфорта!), то с нашим новым "детищем" - всё было несколько сложнее. Нам нужны были пловцы-профессионалы, причем - не просто "пловцы", а синхронистки и синхронисты и ныряльщики всех сортов, иными словами - абсолютно новая для нас (и для Театра!) "порода" потенциальных артистов. И вот тут-то мы оказались лицом к лицу с несколькими преинтереснейшими проблемами,
решать которые нужно было фундаментально и оперативно.
Что "проще"? Научить танцора или акробата экспрессивно "плавать", или вытащить из воды на сушу пловчиху-синхронистку или ныряльщика, столь восхитительно выглядящих в воде или в воздухе, и наделить их экпрессией Театра, им еще неведомой? Как выяснилось - не просто и ни то, и ни другое. Но именно это - нам и требовалось во имя того, чтобы создать СПЕКТАКЛЬ, а не "водную феерию" a la Ester Williams, при всём нашем уважении к Голливудскому наследию вообще, и к MGM - в частности.
Более того: работая с профессиональными атлетами международного уровня, многие из которых к моменту нашей встречи понавыигрывали уже килограммы Злата-Серебра на чемпионатах Мира по водным видам спорта и даже - на нескольких Олимпиадах - мы столкнулись с глубочайшими психологическими и социальными проблемами, не всегда положительно влиявшими на результат, которого мы столь страстно желали, и ради достижения которого - уже много лет делали нашу домашнюю работу.
Проблемы, о которых я обмолвился выше - были не новы для меня в той степени, в какой оказались они новыми для моих соратников по созданию спектакля "О". Еще в СССР, во времена моего сотрудничества с Российским цирком, я был свидетелем тому, как цирковые режиссёры - сломя голову кидались на уходящих из большого спорта гимнастов и акробатов, дабы "быстро и безболезненно" переработать их спортивное мастерство - в мастерство цирковое, и тем самым, опять же, "быстро и безболезненно" создавать новые номера, а также - латать дыры в Российском цирковом конвейере.
"Скоро - только кошки родятся". А Творческий Процесс - крайне редко, или точнее - никогда не бывает безболезненным.
Представьте себе средний год высококлассного атлета. Во скольких соревнованиях за один сезон должен проучаствовать спортсмен олимпийского уровня? В семи? В десяти? Не более того! ( Я не говорю про футбол или хоккей!) А это значит - семь или десять раз в год спортсмен этот должен быть на пике своей физической и психологической формы. В цирке же (особенно - в нашем, тогдашнем Cirque du Soleil!), как я писал раньше - расписание было несколько плотнее: 474 шоу в год. А значит - 474 появления перед зрителями, 474 откровения с патрнёрами, 474 неповторимых "путешествия"... И на меньшее, чем ПИК ВСЕМУ НА СВЕТЕ в эти 474 раза в год - я, как режиссёр - просто не соглашусь! Не давал, не даю, и впредь - не дам я никому (начиная с самого себя!), несмотря ни на какие Олимпийские медали (которых, у меня лично - и нету вовсе!) и прочие регалии - работать, как мы говорим - "в пол-ноги".
Теперь - посмотрим на ту же ситуацию глазами Олимпийца, только что стоявшего на самой высокой ступеньке пьедестала, и видевшего весь Мир - у своих ног. "ЦЕЛЬ - достигнута! Я - Чемпион!" Что дальше? А дальше - чемпиону нашему уже дышит в затылок - другой потенциальный чемпион, который моложе, сильнее, ретивее, и в арсенале которого - уже совсем новые, неведомые ранее, средства для достижения его ЦЕЛЕЙ. И первая из этих целей - сместить нашего сегодняшнего Чемпиона - вниз с пьедестала. И вот, тут-то мы и сталкиваемся с первым, и очень опасным психологическим капканом. Заметьте: я сказал только что - "вниз с пьедестала". Точно так же думает и мой Олимпиец. Он, или она, СНИСХОДИТ в наш мир - с Олимпийских высот, не отдавая себе отчета в том, что "Олимп"-то их - из фанеры сделан, и что через четыре года, в другой стране, в другом городе - "весь Мир" будет лежать у совсем другой пары ног.
Так, "снизойдя" до цирка, Олимпийцы наши попадают в совершенно иную, как правило неведомую им доселе, ситуацию. Ситуацию САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ и ОТВЕТСТВЕННОСТИ за самих себя, и за своё настоящее и будущее, которыми ранее - занимался их тренер, который, как ни печально - уже о них не помнит, занимаясь настоящим и будущим нового поколения чемпионов и чемпионок. Грустно говорить об этом, но я неоднократно видел, как спортивные супер-звёзды, пришедшие в мир шоу-бизнеса - не только не приобретали никаких новых качеств, а теряли и то, что уже имели, и над чем трудились в поте лица своего - всю жизнь, оконченную на пьедестале почета, под звуки гимна страны, честь которой они защищали на Чемпионатах и Олимпиадах. Но бывало и наоборот: встречал я "спортсменов-неудачников", "середнячков", которые, придя в наш цирк, начинали сиять самыми яркими гранями своего не раскрывшегося в большом спорте таланта, только потому - что не попали они в этот "психологический капкан", и не "снизошли в шоу-бизнес - из спорта", а напротив - пытались доказать что-то жизненно-важное, упущенное в недалёком прошлом, как самим себе, так и окружающим.
Но, "рецептов" и "окончательных диагнозов" в нашем деле - как правило не бывает, и я ни в коей мере не пытаюсь сказать, что "Олимпийский чемпион - это безнадёга для шоу-бизнеса", а "перворазрядник-любитель - это гарантированная новая звезда". Каждый имеет дело с разным набором проблем. "У одних - суп жидок. А у других - жемчуг мелок".
Нам же, создателям нового спектакля - нужно было смотреть в корень каждой из этих проблем, и в глаза каждому Человеку, пришедшему работать с нами.
Так, передо мной и перед моими коллегами оказалась группа из почти девяноста человек, собранных нами в девятнадцати странах Мира, группа, где в употреблении находилось девятнадцать разных языков, и с которой нам нужно было начать говорить на одном, создаваемом ЗДЕСЬ и СЕЙЧАС, языке задуманного нами СПЕКТАКЛЯ.
В одном бассейне мы объединили совсем недавних соперниц - пловчих-синхронисток из Канады и США. На одной вышке - стояли, застыв во внимании к нам - Российские, Китайские и Польские прыгуны в воду, еще недавно готовые порвать друг друга на части в борьбе за первенство в своём виде спорта.
Преодолеть наследие соперничества, направить дух соревнования в русло созидания Общего Дела, открыть Новых Себя, не забывая о своём славном Прошлом, узнать, что есть Жизнь после Олимпийской Славы, и что Жизнь эта полна неведомого и невиданного - думая об этом, и о многом другом, мы и оказались в моём любимом репетиционном зале с завешенными зеркалами, лицом к лицу с удивительными существами, многие из которых научились плавать - раньше, чем говорить, и летать - раньше, чем ходить. Выйдя из воды, из их Зоны Комфорта, на сушу - они показали, что готовы слушать и слышать. Они оказали нам ДОВЕРИЕ, обманывать которое - преступно. Наступало время ПРОВОКАЦИЙ и ОТКОВЕНИЙ, время Фантастической Реальности, которую мы ещё иногда, для удобства называем ТЕАТРОМ.