Time-Out!

Apr 20, 2007 05:27

"...Селин Дион - Франко Драгоне - ипостась - Ла Лувьер - Селин Дион - Ла Лувьер - Франко Драгоне..." Вот скажу еще раз - "Ла Лувьер" или "ипостась" - и меня стошнит... Тайм Аут!
Поговорим о ДРУГОМ: А вы когда-нибудь бывали в Ла Лувьере? .... Шутка!

13 лет тому назад, в Лас Вегасе, на волне успеха шоу Cirque du Soleil "MYSTERE", хозяину казино Treasure Island (где, как вы помните, это шоу и размещается), Стиву Уинну пришла в голову мысль создать еще один, неслыханный и невиданный по своим масштабам и амбициозности Спектакль Cirque du Soleil на ВОДЕ, для котрого он, Стив, готов был построить фантастический театр при своём новом, только ещё закладывавшемся тогда, казино BELLAGIO.
Водное шоу - в Лас Вегасе, где вода - это дефицит, и где за лишний полив газона в летний сезон можно быть оштрафованным - это ВЫЗОВ. Но именно так Стив Уинн и стал некоронованным королём Лас Вегаса, постоянно бросая вызов всем и всему, не исключая и самого себя. Да простит меня Mr. Wynn, да и вы, мои читатели, но я не могу не сказать о том, что Стив Уинн - почти что слеп. Чудовищная ирония судьбы: этот человек, обладающий глобальным видением в вопросах бизнеса, человек, с огромным опытом и творческим (да-да!) потенциалом - вот уже четверть века страдает, будучи поражен страшной формой склероза, под названием pigmentosa rinitis, которая год за годом отнимает у него способность видеть. Я уверен, что постоянная необходимость в ПРЕОДОЛЕНИИ недуга - и толкала Ства Уинна на создание абсолютно нестандартных проектов. В какой-то степени, неспособность ВИДЕТЬ была компенсирована в этом пассионарии - способностью ВИДЕНИЯ иного рода, ВИДЕНИЕМ во ВРЕМЕНИ, умением ВИДЕТЬ то, что не видно другим.
Во многом, чудовищная болезнь - стала особого рода ДАРОМ, позволившим Стиву освободиться от стереотипов, навязываемых внешней конкуренцией. Со времен открытия казино МИРАЖ (о котором я писал ранее) - Стив Уинн втупил в острейшую конкурентную борьбу. В конкурентную борьбу с жестокими реалиями, продиктованными не только соседями-владельцами других казино, но еще и неведомым кошмаром недуга, исходящим изнутри.

"Цирк на воде" - это далеко не так уж ново. Еще в древнем Риме некоторые амфитеатры иногда заливались водою, и в них устраивались бои гладиаторов на галерах, а так же - сражения рабов-смертников - с крокодилами и гиппопотамами, привозимыми из Африканских окраин Империи. Позднее, в XIX веке, когда в Европе начали появляться стационарные цирки, такие как, например, Королевский Цирк в Брюсселе, Cirque d'Hiver (Зимний Цирк) в Париже, или цирки братьев Никитиных в Москве и Чинизелли - в Санкт-Петербурге - эксперименты с привнесением воды в цирк - не закончились. Наоборот! Индустриальные достижения - открывали новые возможности для развития столь любимого ТОГДА в народе искусства.
Как-то, давным-давно, работая в Санкт Петербурге (тогда еще - Ленинграде) с выдающимся укротителем тигров, Николаем Павленко, я был несколько удивлен месторасположенем и конфигурацией репетиционного зала в цирке, стоящем на набережной Фонтанки. Репетиционный зал-"кубик" находится в этом уникальном здании - несколько выше купола. Будучи человеком дотошным и небезразличным к архитектуре, я решил докопаться до причин столь странного, явно -инженерного решения. И дотошность моя - была вознаграждена: вскоре, я узнал, что тот самый "репетиционный зал" - до революции был ничем иным, как резервуаром для воды, поднимавшейся помпой - непосредственно из Фонтанки, и часто использовавшейся во время феерических представлнений для создания настоящего водопада, заливавшего покрытый каучуком манеж, првращая его в водоём, в котором шла часть спектакля.
...А вы говорите - "Лас Вегас... Лас Вегас!.." Всё уже придумано ДО НАС! Но это - вовсе не означает, что не нужно пробовать НОВОГО, которое, при ближайшем рассмотрении - зачастую оказывается хорошо (но - напрасно!) забытым старым.

Цирк на воде, или вода в Цирке - это одно. Создание же акватического Театра, пусть даже предназначенного для компании под названием Cirque du Soleil - совсем другое. И это ДРУГОЕ должно было стать, и впоследствие стало - настоящей революцией во многих областях, с искусством живого представления связанных, от инженерии до тренерских методик, от менеджмента до медицинского обслуживания, и многого, многого другого.

Берясь за создание спектакля, который был впоследствие назван "О", мы решили, что это не будет "спектакль на воде". Мы дерзнули подойти к Воде не как к еще одному сценическому элементу, способному поддержать некоторые новые для нас элементы физического действия, такие, как прыжки в воду, синхронное плавание, и проч., но скорее - как к еще одному ПЕРСОНАЖУ СПЕКТАКЛЯ, едва ли - не ГЛАВНОМУ.
Понятие "глубина сцены", которое в традиционном театре означает расстояние от рампы до задника - в театре "О" приобрело пусть прямолинейное, но - абсолютно НОВОЕ значение. Наша сцена имела как глубину традиционную, горизонтальную, так - и новую, уникальную, а именно: сцена-бассейн, вместимостью в четыре с половиной миллиона литров, была ГЛУБИНОЮ (от поверхности до дна) в восемь метров. Так, приглашенный нами к соучастию в спектакле персонаж, по имени ВОДА - помог нам добавить к устоявшемуся в нашем восприятии образу сцены - еще одно, невиданное доселе ИЗМЕРЕНИЕ.

Но только не подумайте, что сотворчество наше с ВОДОЙ - было исключительно-радостным и беспроблемным. Так уж сложилось, что Вода - оказалась на нашей планете задолго до нас. Согласно некоторым теориям - мы из воды и вышли, и из воды процентов на восемьдесят - состоим. С первым - можно и поспорить. Не согласиться же со вторым - будет по меньшей мере - неосмотрительно. А потому, панибратского отношения к себе - Вода не прощает. Она может и напугать, и убить. Но, будучи уважаема - она откроет перед вами множество неведомого, и невиданного.
Вода - диктует динамику всего, в ней, и вокруг неё происходящего. При всём желании, нельзя проплыть 100 метров - быстрее, чем за 48 секунд, равно, как нельзя нырнуть с высоты в 15-20 метров (да, и с любой другой) - и "обхитрить" известную формулу E=MC2. Но, как только мы, подчинившись законам ускорения свободного падения и гравитации, прорываем поверхность воды - то мы уже в другом Царстве, где интерпретация постулатов физики - уже иная. Всё замедляется, и обретает совсем другие качества. Находясь в глубокой и тёмной воде - очень несложно перепутать ВЕРХ с НИЗОМ, и, соответственно - ПРАВОЕ - с ЛЕВЫМ. В Воде, не имея НИЧЕГО вокруг себя - очень легко потеряться. Потерявшись - человек пугается. Испугавшись - теряет ДОВЕРИЕ к происходящему. А без ДОВЕРИЯ, или без ВЕРЫ - о каком Театре можно говорить?

Всё это, и многое, многое другое, собирали мы по крупицам из самых, казалось бы, невероятных вовсе не имеющих к отношения к театру источников, таких, как мосто- и судостроение, морская биология, химия, медицина... Но многому, и, пожалуй - самому ценному учились мы пять лет до премьеры спектакля, да - и многие годы после оной - набивая себе шишки, и захлёбываясь порой очень "невкусной" Водою.
Девяносто минут представления (без антракта) - это Лас Вегасский стандарт, и изначально нам было ясно, что ТОЛЬКО НА и В ВОДЕ - 90 минут будут невыносимо скучны. А потому - мы дерзнули разработать систему ножничных лифтов, поднимающих и опускающих сегменты сцены из воды и в воду, и способных превратить громадный бассейн - в сухую сцену чуть больше, чем за 15 секунд. Столько же времени требовалось чтобы "утопить" всю сцену, или один из шести, нами выбранных её сегментов.
За три года до начала первых наших репетиций в Студии Cirque du Soleil в Монреале, мы положили в хлорированую воду - можество материалов, из которых впоследствие должны были быть сотворены не только костюмы и декорации, но также - и сам планшет (пол) сцены, и вся её машинерия. Сделано это было для того, чтобы понять, насколько разрушительна будет сдобренная хлорином вода для всей материальной части спектакля, которому предписывалось быть представленным пред ясные зрительские очи - 474 раза в году, дважды в вечер, пять дней в неделю. И всю эту домашнюю работу, по-местному именуемую Research and Development, делали мы с инженерами, военными (NAVY SEALS!), и даже - психологами - ЗАДОЛГО ДО ТОГО, как в Студию вошел наш Первый Артист.
"Ваши сегодняшние проблемы - это ничто иное, как те дела, которыми вы пренебрегли вчера", - гласит народная мудрость. Мы старались не пренебрегать НИЧЕМ. Получилось ли у нас это? Думаю, что скорее всего - ДА. А как - расскажу в следующих постах.

Лас Вегас, Сirque du Soleil

Previous post Next post
Up