Подстёгиваемый любопытством и желанием проводить выходные вдали от монитора, в один из майских дней я направился в Льеж - небольшой бельгийский город с неплохим
музеем общественного транспорта.
По своей атмосфере бельгийский музей, расположившийся в бывшем депо, находится между
коллекцией старинных автомобилей на Рогожском Валу и музеем "Авторевю". С первой его роднит отсутствие лишних, наваленных в беспорядке там и сям "сопутствующих предметов эпохи", со вторым - чересчур тесное размещение некоторых экспонатов - так, что как следует не рассмотреть. Впрочем, относительно современные вагон метро и туристический автобус, поставленные в самом дальнем закоулке, и впрямь выглядят юнцами-сорвиголовами среди степенных представителей прошлых поколений.
Первыми нас встречают самые старые элементы транспортной системы Льежа. Впрочем, один из них относится скорее к личным экипажам, а не к общественному транспорту. Например, сей четырёхместный экипаж из XIX века.
Экипаж пережил исчезновение одного из государств, возникших в Средние века. Он принадлежал последнему из князей-епископов Льежа, Франсуа-Антуан-Мари (François-Antoine-Marie de Méan, 1756-1831), который занимал пост меньше двух лет, с 1792 по 1793 годы, а уже в 1795-м Франция аннексировала Льежское епископство.
В одиночку такую карету не построить: создание каркаса, покраска, обивка, украшения требовали немалых усилий. Однако история не сохранила имён мастеров, создавших карету - за исключением мастерской Carosini, чья подпись выгравирована на рессорах в виде буквы C.
Немного поодаль расположилась конка. Построенная в Англии в 1875 году, она появилась на улицах Льежа вскоре после открытия первой трамвайной линии в бельгийском городке.
Среди экспонатов порой мелькают стенды с масштабными моделями. Их немного - и они представлены лишь транспортом, работавшим в самом Льеже или в Бельгии.
Отойдём от стендов - и увидим этот трамвай, покинувший стены завода в 1905 году. В течение многих лет он водил за собой состав из двух-трёх вагонов, соединяя Льеж с ближайшими коммунами к юго-западу от города. Состав не простаивал и во время Второй мировой войны - при высоких ценах на топливо бельгийцы предпочитали общественный транспорт личному.
Во второй половине 1950-х трамвай претерпел несколько изменений. Теперь он перевозил уже не спещащих на работу горожан, а ремонтные бригады, а к 1965 году его карьера завершилась. В середине 1980-х прошла тщательная реставрация - и вагон предстал в оригинальном облике.
Немного поодаль - ещё один зелёный вагон, увидевший свет в 1908-м. Подобные встречались во многих трамвайных сетях Центральной Европы. Несколько десятилетий он исправно служил Льежу, однако в 1954-м трамвайную линию заменил открытый троллейбусный маршрут - посему вагон передали в распоряжение ремонтных бригад, где он и завершил карьеру четырнадцать лет спустя. Реставраторам же осталось вернуть первоначальную конфигурацию вагона и окрасить его в оригинальный цвет.
Время шло, Льеж разрастался, трамвайная сеть расширялась - и власти закупили новую партию из 10 вагонов. Представленный на снимке появился в 1919 году и прослужил до 1960-го, пройдя капитальный ремонт в 1937-м.
А этот трамвай, выпущенный в декабре 1926 года, работал в Ахене на западе Германии.
За время службы в конструкцию несколько раз вносили изменения. Например, с 1935 года начали ставить систему рекуперативного торможения. Чуть позже на смену
дуговому токоприёмнику пришёл пантограф.
Вторая мировая война (и особенно бомбардировка Ахена 13 июля 1943 года) серьёзно повредили часть трамваев. Некоторые взялись переделывать, установив более широкие двери. Те же, что пострадали поменьше, просто отремонтировали. Этот вагон вернулся в строй уже после Второй мировой, в конце лета 1946 года, с новыми окнами и сиденьями. Следующая масштабная модернизация должна была состояться через 10 лет - но не состоялась, потому что трамвайную линию решили закрыть.
Дальше - улицы германского городка Эшвайлер, по которым вагон катался до 1969 года. Затем - целых 4 года спячки в местном депо. Сотрудники депо отправили вагон в трамвайный музей в Штутгарте, однако он попал в
транспортный музей в Марксцелле, где о нём практически забыли - и трамвай стоял на улице, постепенно разрушаясь.
К счастью, через несколько лет его выкупило одно из ахенских предприятий и, отреставрировав, выпустило на улицы в честь столетия со дня запуска трамваев в Ахене. Это произошло в 1995 году - а точнёхонько за неделю до Рождества вагон занял место в музее Льежа.
Случись на линии обрыв проводов, к месту выезжала пара монтёров. Мобильная бригада могла справиться и с серьёзными поломками - поскольку грузовик мог перевозти тонну оборудования для ремонта.
Сей двухцветный автобус на шасси предвоенного Mercedes выпущен в серии из 14 экземпляров в 1952 году. Ему предстояло заменить трамвай на малопопулярных маршрутах. Благодаря относительно небольшому весу автобус мог беспрепятственно пересекать льежский мост Брессу (на котором в 1957-м ввели ограничение в 8.5 тонн).
С 1969-го по 1971-й собратьев плавно выводили из эксплуатации, однако этот автобус обрёл новую жизнь в виде лавки на колёсах и успешно трудился до 1984 года. Занявшись реставрацией, мастера восстановили оригинальный синий окрас кузова, который в своё время принёс автобусу прозвище "Blue p'tit".
Под крышей старого депо нашлось место и для нескольких троллейбусов. Это - один из серии в 30 троллейбусов типа Т54 (тип отражает год выпуска, 1954-й).
В те времена троллейбусная сеть Льежа переживала пик загруженности. Пришедшие в город машины заменили трамваи на двух линиях (благо, мощный двигатель позволял не бояться крутых подъёмов). А по воскресеньям, когда интервалы на маршрутах увеличивались, часть машин выводили ещё на 3 линии.
Увы, приближалось закрытие троллейбусной сети. Новая серия троллейбусов стала последней для города - и выходила на маршруты до демонтажа в 1971 году.
В некоторые из экспонатов можно забраться - и удивиться, как вагоновожатые могли высидеть всю смену на крохотном стульчике. Или расположиться в полутёмном салоне автобуса и посмотреть отрывки из кинохроники; проектор установлен сразу за кабиной водителя. Или изучить рекламные наклейки и плакаты, которые вносили разнообразие в однотонный салон. Или понажимать-покрутить-подёргать.