О пробках, катаклизмах и человеческом понимании

Dec 22, 2010 00:38

Недавно за отсутствие техосмотра ввели новое правило - снимать номера. Раньше это было штрафом в пятьдесят рублей. Сначала я разозлился - ну правда, как раньше было удобно - отдал полтинник - и катайся! А потом подумал - а, собственно, правильно!

Есть такая поговорка «каждое правило дорожного движения написано кровью». То есть правило возникает после того как несоблюдение этого «аккаунта» оплачивалось смертью. Ведь ездит человек без техосмотра, и вроде все хорошо. А тормоза уже - не те. Освещение - не то. Дворники не чистят, а пакостят только.

Наверное, правильно.

Стоял я тут как-то раз в пробке и думал - как сильно ситуация на дорогах напоминает ситуацию между людьми. Вернее даже не так. Как сильно понимание между людьми проявляется на дороге. И правда, взаимоотношения людей сильно напоминают пробку.
Если бы все машины ездили по правилам, не превышали скорость, точно понимали что кому надо сделать и уступали дорогу, то пробок было бы меньше. Однозначно.

Простой пример, в начало гололеда в ноябре, когда все машины ездят очень осторожно, пробок действительно меньше… Так вот, в этот момент все пытаются предугадать движение другого, понять ход его логики на дороге, не нарушить приделов пространства чужой машины (потому что результатом будет скольжение и мятое крыло). То есть все ездят, почти автоматически ловя состояние другого водителя на дорогое. И что мы имеем? Мы имеет ровный упорядоченный ход автомобилей незагруженные улицы, и все успевают вовремя.
Теперь - пробка.
Хаос.
Но почему? Машины - так же водители - те же. Однако происходит следующее. Попав в пробку, водитель (особенно если он опаздывает) начисто выключает ощущение другого водителя (потому что оно начинает мешать добиться своего) и, понимая, что все «могут постоять» а «он не может» (причем так в пробке, в состоянии нервяка думает почти каждый) начинает отчаянно бороться за себя и свой автомобиль. Если он включит «понимание» и начнет уступать (он же знает, что в ответ никто уступать не будет, потому что пробка) то он останется здесь надолго. И получается, что все начинают действовать, словно они одни на дороге, мешать друг другу и начинается хаос, потому что ПДД перестают действовать. Нет, конечно, он уступит кому-то, но только, например скорой помощи (и то не всегда) или, например близкому знакомому. Или же в случае, когда уступка принесет ему тактический выигрыш.
В жизни все то же. Каждый сам за себя. И никто не хочет понимать другого, потому что уверен, что он-то поймет, а другой это использует. И получается что эффект «понимания и вхождения» выключен. То есть, конечно, мы понимаем. Но кого? Близких людей, тех, понимание кого даст нам какое-то преимущество, то есть очень ограниченный круг. В результате этого самого «я прав» (как закон выживания) теряются общие правила «поведения людей на дороге жизни» начинается пробка, хаос, который приводит к еще большему непонимания, толкотне и разрухе.
Вот и получается что маленькое «нарушение правил на дороге жизни среди людей» приводит к тому, что другие начинают тоже нарушать правила, начинается «толкотня локтями», «пробка», хаос в котором уже никому ни до кого нет дела. И по большому счету это и правильно в той социальной системе, в которой мы существуем. Ведь действительно, как говорил мой психолог «никому тебя не жалко», потому что никому никого не жалко. Уже попали в пробку и надо из нее выбираться, только невдомек что именно это и создает пробку.
Нужен какой-то «социальный гололед». Вспомним, все фильмы - катастрофы обязательно включают в себя взаимоотношения либо бывшего мужа и жены или бывших возлюбленный, которые меряться, потому что видят друг друга в экстремальных обстоятельствах. И становятся элементарно социально (или выживаемо) нужны друг другу, и в этот момент им необходимо понимать руг друга, чтобы хотя бы просто выжить. Включается то самое понимание и «душевная кооперация» которая необходима в условиях выживания, и тогда человек вроде как открывается другому. Хотя просто в нем видят то, что раньше элементарно не интересовало. А ведь он был таким всегда, просто в нем открыто начинают нуждаться близкие люди. В конкретных поступках. И все меняется.

Неужели простые правила понимания, которые существуют между людьми тоже писаны кровью? Хорошо, пусть не кровью, поломанными жизнями, искалеченными судьбами, разрушенными мечтами?

Помню случай в нашем дворе, который произошел зимой несколько лет назад. Были машины, были автовладельцы. конечно никто ни с кем не общался, все ставили машины и уходили, как ставили - так и ставили, никому не было дела ни до кого. Например, встала машина - все едут мимо потому что «пробка жизни» всем есть дело только до себя. И это правильно. В обычной ситуации, потому что «каждый сам за себя». И тут ударили сильнейшие морозы. Машины встали. Почти у всех. Чтобы завести одну машину, надо было подключать ее к какой-то работающей - «прикуривать». И тут началось. Люди стали не просто уезжать а сначала заводить одну машину за другой, стали знакомиться, просить реальной помощи, собирались кучками, вместе заводили машины, стали разговаривать об автомобильных проблемах перезнакомились, ощущали себя единой силой, которая е просто делает большей дело - заводит машины, но еще и объединена одной проблемой и каждому стал интересен каждый, теперь мы все здороваемся, расспрашиваем как дела с машинами, шутим и все такое. Нужна была «сила извне» чтобы люди проявили себя в людях и стали интересны друг другу. Потому что проявились в простых и понятных вещах.
Ну что теперь? Будем ждать астероида?..
Previous post Next post
Up