В начале восьмидесятых, когда мне еще было всего 20 лет, знавал я одного сумасшедшего. Он был настоящий сумасшедший. Считал себя сыном Брежнева, лучшим другом Гагарина и любовником Терешковой. Набирал под матрас старые газеты и спал на них. Газет скопилось ровным слоем сантиметров на десять. Потом в них завелись вши, и все газеты, включая матрас и одежду, пришлось сжечь во дворе. Он очень переживал,
В общем, понятно, что это был не какой-нибудь притворяшка и не оригинал типа Чаадаева, а просто - обычный псих.
И вот как-то раз говорит мне этот псих.
- Я, когда подлечусь немного, в Германию поеду. В ФРГ (тогда еще через Берлин стена стояла и о-го-го какая).
- Зачем?, спрашиваю.
- Как зачем? У них же там танки натовские.
- И?
- Скажу, чтобы они танки из ФРГ убрали
-Зачем?
- Что зачем? Немцам они разве нужны? Сколько денег на их содержание уходит! Приеду и скажу командованию «убирайте танки».
- Подожди, говорю, Витя, но в ГДР наши танки стоят, тоже, кстати, уйма денег на содержание.
Витя почесал голову.
-Верно, говорит. Подумал секунд пять и сообщает - Я потом в ГДР заеду и скажу местному командованию, чтобы тоже танки убирали. Вот и хорошо получится, ни в ФРГ, ни в ГДР танков не будет, расходов никаких.
- Вить, а ты думаешь, тебя послушают? Все-таки командование как-никак.
Он посмотрел на меня немного даже жалостливо. Мол, очевидные вещи.
- Конечно, послушают, как не послушать? Я же дело говорю…
И я подумал, а ведь он действительно дело говорит. Все очень просто и логично. Самое простое решение проблемы. С обеих сторон убирают танки, и статус-кво не меняется, а расходов никаких! Как все просто! И пришла эта мысль в голову конченому психу! И ведь уверен, что послушают. А если говорить откровенно, то почему бы не послушать?
Поразила меня в его рассуждениях странная логика, в которой не примешано ничего «вторичного», где есть просто голая уверенность, что все в мире может идти простым и естественным путем. Для этого надо всего лишь запустить маленький орган - орган понимания. Которого нет у нормальных людей. А в мире сумасшедшего этот орган так же естественен, как и деревья за окном. И стоит только сказать - «ну смотри…» - и все разрешится. Потому что действительно - ну что может быть проще, чем проехать ему по Германиям и сказать «ну, в общем, так…» а им послушать и подумать «а ведь действительно…»?
С танками этими…
И стало мне жаль тогда, что все может быть легко, а все тяжело и сложно. И что мысль эта, простая и ясная, что всего-то надо отбросить личные амбиции и просто выслушать и понять, приходит в голову только сумасшедшим.