Я уже успел побывать в Дивногорье (со второй попытки оно мне всё же покорилось, ура!), но до сих пор за мной висит прошлогодний "хвост". И в первую очередь именно его спешу закрыть.
Сразу прошу меня извинить за перегруженность данного обзора. Изначально я планировал поделить его на две части. Но хочется уже поставить жирную точку в рассказе о прошлогоднем уральско-сибирском путешествии. Ибо не самое приятное чувство - ощущать себя должником. Оттого и фотографий будет как никогда много, хотя обычно стараюсь этого избегать. Что называется, не обессудьте.
Чтобы узнать (или вспомнить), как вообще вдруг возник маршрут "Нижние Нарыкары - Приобье - Ханты-Мансийск", рекомендую прочитать эпилог к рассказу "
Игрим - посёлок газодобытчиков. Часть III. Вечерняя прогулка (22.08.2018)". И заодно "
Часть II. До реки и обратно (22.08.2018)" - там подробно объяснено, почему у нас случился облом с Салехардом и почему в итоге мы направились в Ханты-Мансийск.
Короче говоря, в связи с несчастливым, как тогда казалось, стечением обстоятельств, нам с Алиной пришлось ехать из Игрима не в Берёзово, а в Нижние Нарыкары. Чтобы затем из Нырыкар добраться до Ханты-Мансийска на быстроходном теплоходе "Метеор". Настроение омрачалось ещё и пасмурной погодой: моросящий дождь и бескрайние тучи сопровождали нас почти до самого Ханты-Мансийска. Было довольно холодно, но не настолько холодно, как в Екатеринбурге тремя днями ранее. То есть, я даже не могу сказать, что мы реально мёрзли. Просто пришлось вспомнить про предусмотрительно взятые куртки и свитеры.
Приобье я выделил не просто так: это единственный пункт маршрута с длительной стоянкой, и поэтому мы там рассчитывали временно сойти, чтобы пообедать. Мне уже заранее было известно, что с питанием на борту "Метеора" дела обстоят весьма плачевно. И на этот случай у нас также имелись с собой хрустящие хлебцы и тюбик с паштетом.
Особой красоты на фотографиях не вышло из-за серого неба и слабой освещённости. Тут уж ничего не поделаешь! Но, надеюсь, получилось хотя бы познавательно.
1. И вот мы в деревне Нижние Нарыкары, на берегу Нарыкарской протоки.
2. Стоим на дебаркадере, ждём. Время 7:30, и теплоход из Берёзово по расписанию должен был прибыть через полтора часа.
3. Нижние Нарыкары. Вот примерно так вся деревня и выглядела... Чёрные деревянные домики - мрачные и покосившиеся. В общем, ничего интересного.
4. Вид на Нарыкарскую протоку. Дождь моросил довольно противно и навязчиво.
Где-то в 9 с лишним (теплоход прибыл с 10-минутным опозданием из-за непогоды) мы с Алиной наконец-то оказались на борту "Метеора" и отправились в долгое 10-часовое путешествие.
Общая карта маршрута.
А на этой карте показана первая часть маршрута: Нижние Нарыкары - Приобье.
Я не буду подробно объяснять капиллярное хитросплетение притоков, проток, рукавов и "дублёров" основной Оби, иначе этому придётся посвятить отдельный пост. Скажу лишь, что мы путешествовали не только по основной Оби, но и по разным "капиллярам", а заканчивали путь и вовсе на Иртыше.
5. Пассажирский салон "Метеора", носовая часть. Нам посчастливилось занять места именно здесь, и это реально было везением, так как в дальнейшем всех, кто ступал на судно на последующих остановках, персонал теплохода шугал с носовой части в центральную или кормовую. Вроде как на носовую часть пускают только тогда, когда остальные салоны судна заполнены под завязку.
6. Посёлок Перегрёбное. Расположен непосредственно там, где река Обь раздваивается на Большую и Малую Обь. А начали мы путь с Малой Оби. Точнее, с Нарыкарской протоки Малой Оби.
Первое упоминание о селе датировано 1903 годом. В то время это был перевалочный пункт. Название посёлка происходит от глагола "перегребать", что связано с переправкой купцов, направлявшихся в Берёзов (ныне Берёзово), с правого берега Оби на левый - в том месте, где сейчас располагается посёлок. Имеются сведения, что ранее здесь располагалось поселение хантов-охотников.
В 30-40-е годы XX века Перегрёбное становится местом для ссылки политзаключённых.
7. Следуем дальше по Оби.
8. Пустой паром.
9. А вот паром с автомобилями. Возможно, идёт до самого Салехарда.
10. Село Шеркалы.
11.
12. Дозаправка на подходе к Приобью.
13. Опаньки! Теплоход "Родина". Тот самый, который следует по маршруту Омск - Тобольск - Ханты-Мансийск - Приобье - Берёзово - Салехард (или наоборот, соответственно). Изначально мы и на него хотели попасть, но он слишком медленно перемещается. Нам бы элементарно не хватило остававшихся отпускных дней.
14. Подплываем к Приобью.
15.
В Приобье стояли 40 или 50 минут. Мы с Алиной этим воспользовались, чтобы купить еды и пообедать. В здании речного вокзала была лавка с пирожками, беляшами и ватрушками. Негусто, конечно, но на "Метеоре" всё было куда печальнее: продавались одни лишь чипсы и чай.
В общем, перекусив сытной и калорийной выпечкой, мы с Алиной вернулись на борт "Метеора". Таким образом, мы умудрились трижды за три дня посетить речной вокзал Приобья. Да и вообще Приобью низкий от нас поклон. Благодаря этому посёлку и случились все эти наши разнообразные приключения. И удивительно, что Приобье даже не райцентр, а всего лишь ПГТ районного подчинения! При том, что это важнейший транспортный узел Западной Сибири.
16. Покидаем Приобье. К пристани успел причалить ещё один "Метеор".
Дальше, кстати, мы двигались почему-то в обратном направлении по протоке Алёшкинской. То есть, как бы назад. Чтобы затем вернуться на реку Обь и плыть по ней уже в направлении юга, куда нам и было нужно. И странно, что теплоход не следовал вверх по течению Алёшкинской протоки, как было в случае с "Линдой",
на которой мы добирались до Октябрьского. Тем более, что следующая остановка как раз и была в Октябрьском, а Андру теплоход проигнорировал. Не понимаю, чем оправдано вот такое искусственное удлинение маршрута.
На карте изображён весь наш дальнейший маршрут. То есть, вторая часть.
Как уже можно было заметить ранее, вторая часть гораздо протяжённее, и тут нам с Алиной пришлось запастись терпением по максимуму.
17. Портовые краны Приобья.
18.
19. Очередной паром с автотранспортом на борту. Всё это добро уплывёт либо в Салехард, либо в Андру.
20. Ну а в салоне нашего "Метеора" идёт своя жизнь.
21. Трасса ЛЭП, пересекающая реку. Опоры-вышки смотрятся довольно эффектно.
22.
23. И вот мы снова на Оби. Где-то в этом месте располагается посёлок Андра. Я его проморгал, похоже.
24. А это деревня Половинка, до которой мы с Алиной давеча так и не дошли.
25. Знакомая песчаная горка!
26. Да,
это тот самый пляж в Октябрьском, по которому мы гуляли с Алиной и где находили здоровенную стрекозу. И видны уже знакомые нам косые столбы.
27. И те самые сарайчики, которые мне так понравилось фотографировать.
28. Октябрьское. Как же приятно было взглянуть на него снова! Этот посёлок произвёл на нас одно из самых приятных впечатлений. Несмотря на лютейших комаров.
29. Вон там, наверху, мы уже гуляли. И
любовались речными видами.
30. А вот и деревянный пешеходный мост показался. Тот,
по которому мы прогуливались с Алиной вечером.
31. Октябрьское уже позади. Фотографирую на память уже хорошо знакомые достопримечательности: храм, телевышку и рыбзавод. До свидания, Октябрьское!
32. Пристань Сотниково. Почему-то располагается где-то на острове.
33. А вот и Малый Атлым показался.
34. Малый Атлым - ещё одно живописное село в Октябрьском районе ХМАО.
35. Недолго постояв, отправляемся дальше вверх по Оби. Атлым уже позади.
36.
37. Очередные провода ЛЭП, перекинутые через реку.
38. Карымкары - ещё один колоритный посёлок Октябрьского района.
39. Алина в Карымкарах. Она, кстати, весьма хорошо запоминала все эти названия. Когда я ей сказал, что "Карымкары" очень похожи на "Нарыкары", Алина удивилась: "Пап, ну чего похожего? Аж на две буквы отличаются!" - и да, я упустил из виду, что в слове "Карымкары" есть "лишняя" буква "м", на чём Алина тоже заострила внимание.
40. Покидаем Карымкары, идём дальше.
41. Плавполиклиника. Да, и такие поликлиники бывают.
42. Лошади на вольном выпасе.
43. Следующая остановка - посёлок Урманный. Но на горе гордо красуется указатель "Красноленинский". И в этом нет никакой путаницы: здесь бок о бок расположены оба посёлка - Красноленинский и Урманный. И вместе образуют сельское поселение Красноленинский.
Кстати, любопытное название "Урманный". Урманы - это непроходимые заболоченные темнохвойные леса. О чём, разумеется, я узнал уже после поездки.
44. Наконец-то начали расходиться тучи, и речная гладь озарилась летним солнцем.
45. Отражение неба в воде.
46. А вскоре мы снова приблизились к берегу.
47.
48. Посёлок Кедровый.
49. Весьма любопытный автопарк на фоне серых деревянных сараев.
50.
51.
52. Пристань "Елизарово". Как и одноимённое село, расположена на левом берегу. В этот момент я обратил внимание, что почти все предыдущие пристани (кроме Приобья и Нижних Нарыкар) находились на правом берегу Оби. И в этом наверное ничего удивительного, так как основная цель местного речного сообщения - связать труднодоступные населённые пункты правого берега с относительно доступными левобережными.
53. А вот куда больше удивила надпись "Сургут" на одном из навесов пристани. При чём здесь Сургут?
54. Елизаровский берег.
55. Снова весьма кстати выглянуло солнце, отчего берег с каким-то живописным поселением стал ещё красивее.
56. Даже стало интересно, что же это за деревенька такая. Предположительно, это культурно-исторический объект "Обский городок" - место расположения первого русского городка в Западной Сибири, основанного казаками осенью 1585 года.
57. И вот мы добрались до места слияния двух великих сибирских рек - Оби и Иртыша.
И здесь в 2013 году установлена часовня-маяк в честь святителя Николая Чудотворца.
58. Далее мы свернули на Иртыш.
59. Баржа с топливом.
60. Впереди показался мост. Между прочим, первый мост на нашем пути!
61. Зелёная горка, которая, как я в дальнейшем выясню, называется "чугас".
62. Какой эффектный мост! И какая радость меня в тот момент охватила. Вот-вот мы прибудем в большой и красивый город.
63. А вот знакомый вертолёт показался! Той же жёлтой окраски.
64. Ах, как же хорош этот мост! Как мы эффектно под ним проходили.
65. Да, это мост "Красный Дракон" в Ханты-Мансийске. Я уже рассказывал про него.
66. Ханты-Мансийск. Помню это необыкновенное чувство эйфории, связанное с возвращением в цивилизацию. И город с первого же раза очень располагал к себе.
67. Ура! Вот мы и прибыли! Наше долгое и утомительное 10-часовое путешествие закончилось!
И да, Интернет! Боже, тут есть интернет в мобильном телефоне!!! Какое счастье! Сейчас я быстренько забронирую гостиницу через Букинг и закажу такси. Как же это здорово!
68. Ханты-мансийский (авто-)речной вокзал. "Речпорт", как его называют местные.
Ну а что было дальше, об этом уже рассказано во всех красочных подробностях.
Ханты-Мансийск. Вступление (23.08.2018) Ханты-Мансийск. Часть I. «Торум Маа» (24.08.2018) Ханты-Мансийск. Часть II. Остяко-Вогульские окраины (24.08.2018) Ханты-Мансийск. Часть III. Самарово (24.08.2018) Ханты-Мансийск. Часть IV. Археопарк и Самаровский чугас (24.08.2018) Ханты-Мансийск. Часть V. Прогулка по центру и отъезд в Сургут (25.08.2018) От Ханты-Мансийска я был в неописуемом восторге! Я полюбил этот прекрасный город всей душою. И очень хочу в него вернуться.
А что касается речного путешествия на "Метеоре", то могу сказать про него следующее. Это не самый комфортный вариант для многочасовой речной прогулки. 2-3 часа - ещё куда ни шло. Но когда находишься на "Метеоре" весь день, то путешествие может превратиться в пытку. Особенно удручают бытовые условия: ужасный туалет и почти полное отсутствие еды. Но за наше терпение мы с Алиной были хорошо вознаграждены: Ханты-Мансийск стал для нас прекрасным подарком!