Александр Иванов - рисовальщик, вдохновленный классикой» в историческом корпусе ГТГ

Jul 13, 2024 02:56



70FC0973-423B-4625-AE11-A567ECD1C8B2.jpg © paslen.iMGSRC.RU



На эту выставку рисунков с римской натуры Александра Иванова (1806 - 1858) мало кто придет специально, раз уж она в Историческом здании на Лаврушинском и внедрена в основную экспозицию: графику и рисунки Иванова показывают, одну за другой, вот уже несколько лет подряд в «специальном» темном зале, по соседству с пространством «Явления Христа народу». И это был бы совершенно проходной зал, если бы его не перегораживали с одного конца, делая тупиковым.

Таким образом, ненавязчиво, как бы выделяя значимость показа, но, кто бы в Лаврушинском, знает это странное изменение (измененность) сознания, погружающегося внутрь себя, сталкиваясь с экспозициями, наполненными хрестоматийными шедеврами, многократно превосходящими способности обыденного восприятия.

Кстати, для того чтобы справиться с этим хаосом необъятного (вдруг, это такой общий технологический подход к тому, что больше тебя, применимый не только к музеям), я «зачастил» в Историческое здание. Начал приходить сюда несколько раз в году, примерно, раз, так, в полгода, чтобы «дорожка расчистилась» и приручилась к «основной экспозиции» не сразу, но по частям.

Надо сказать, что, с какого-то раза, у меня начало получаться объять «постоянную развеску» до такой степени, что я начал замечать ротацию артефактов, постоянно происходящую, пусть и вялотекущем режиме, но практически повсеместно.

Конечно, мне было бы не менее интересно приручать к сознанию какую-нибудь «Тейт Бриттен», но судьба моя распоряжается возможностями иначе.
Судьбу надо слушать. Адекватно отзываться на ее невнятные токи.

В фондах ГТГ находится более 700 листов Иванова, в основном, это подготовительные скетчи и учебные штудии. Но, поскольку Иванов мастер выдающийся и, чего уж там, внутри местного контекста, великий, даже самые второстепенные его эскизы оказываются верхом художественного совершенства в самом что ни на есть современном изводе. То есть, они не выглядят устарелыми или замшелыми, несмотря на желтизну бумаги или особенный «температурно-влажностный режим», необходимый экспонатам постарше.

Из наследия, кажущегося необъятным, кураторы отдела графики выделяют разные серии и нынешнее копирование фресок Ватикана (особенно Иванова интересовали, понятное дело, Микеланджело и Рафаэль) - пятый или шестой проект, связанный с «второстепенным творчеством» «главного русского художника».
Может быть, даже и «третьестепенным», если учесть, что в зале напротив все того же «Явления Христа народу» и параллельно рисункам, в постоянном режиме демонстрируют коллекцию живописных набросков к самой великой отечественной картине, а также несколько автономных ивановских холстов.
Бродить в этом помещении можно достаточно долго.
Его одного может хватить как важной, важнейшей и самодостаточной части, вместо целого.

Выставка римских набросков состоит, во-первых, из копирования фресок и тут интересно насколько разнится подход Иванова к работам Микеланджело и Рафаэля. То, как он интонирует, штрихует и заштриховывает, из того, как он растушевывает тени, вытягивается отношение художника к гениям Возрождения. Глобальный Микеланджело ему ближе. Рафаэля он проникновенно учитывает, Леонардо тихо обожает, ощущая его недосягаемость.Тогда как с Буонаротти спорит, возможно, соревнуется.

Во-вторых, это рисунки с антиков и древние мраморы учат Иванова не только «пропорциям тела», но и анатомическому строению их отдельных частей. Особенно художнику интересны головы (форма черепа), а также конечности. Опыт изучения рук и ног, формы ступней и их взъемов, можно найти и на его главной картине - некоторые детали античных скульптур перенесены туда чуть ли не прямой цитатой.

После фресок и скульптур, в-третьих, Иванов (а нужно все время держать в голове, когда он жил и какое искусство тогда изготавливали и потребляли, чтобы, лишний раз порадоваться незаконченности «современности звучания») переходит к рисованию натурщиц. Их поз, разворотов обнаженных тел, пышных форм, вполне лукавых взглядов.

Мне больше всего нравится та, что спит. Видимо, уснула во время сеанса позирования. В этой невинной детали - масса свежести и красоты сиюминутного жеста. Так и видишь римскую мастерскую Иванова, сосредоточенный процесс нахождения верных линий и долгий, томительно долгий, летний день. Солнечный и жаркий. Девушка притомилась, уснула. Художник не стал ее будить, но продолжил привычное дело - перевод хрупкой текучести жизни в вполне осязаемую теперь (да, скорее всего, и уже тогда, с «самого начала») осязаемую вечность.

Тут еще вот что важно. Главным дефицитом последних выставочных сезонов является именно классика. Незасмотренные впечатления, выставляемые на время и быстро убираемые в хранение (понятно, что графика «на солнце», даже и электрическом, лояльном, долго не живет), за которыми мы обычно ездили куда-то еще. Теперь «еще» практически недоступно. По разными причинам. По тем же самым, впрочем, из-за которых стало слишком много икон и авангарда, а также аккуратного современного искусства.

Классика основной экспозиции ГТГ - несколько иная, это хрестоматия и «этапы большого пути», история искусства и страны, у нее другой функционал. Выставки, подобные графике Александра Иванова, насколько это возможно, заполняют вынужденный пробел, являя нам чудесные листы чудесной сохранности, добравшиеся к зрителю «из глубины веков».
Вы хочите классик? Их есть у меня.

https://www.tretyakovgallery.ru/exhibitions/o/aleksandr-ivanov-risovalshchik-vdokhnovlennyy-klassikoy/



285572FA-1104-45F1-B595-DB1502213539.jpg © paslen.iMGSRC.RU



F45F4115-1303-40FA-9821-D67494AA1046.jpg © paslen.iMGSRC.RU



90436E00-426F-4C40-8361-23B1CCDDA34C.jpg © paslen.iMGSRC.RU



C0D294DC-F797-4D57-99B9-4601E335F18E.jpg © paslen.iMGSRC.RU



D73D5829-ADAD-4A30-BAEB-AD29EDF30912.jpg © paslen.iMGSRC.RU



04C7E6D1-3D3C-42CE-8E3A-1449A5781FE7.jpg © paslen.iMGSRC.RU



BC9F69CE-A591-4D9C-9975-60E3E42E2F82.jpg © paslen.iMGSRC.RU



EA236F6F-5488-4D8F-A44E-01B2A4FE1B6C.jpg © paslen.iMGSRC.RU



B43266AE-4E8F-48B0-A0E5-F0057E0B51E4.jpg © paslen.iMGSRC.RU



CD5D800F-159E-491F-8B79-F69C12288DD2.jpg © paslen.iMGSRC.RU



33985F17-CBD5-45AF-9930-66F463630B97.jpg © paslen.iMGSRC.RU



A664F2A2-84E9-4BFE-AF50-9A711BA0987B.jpg © paslen.iMGSRC.RU



9FF4922A-17C2-4251-84C4-78B9F78F7E6D.jpg © paslen.iMGSRC.RU



6BCF9C8E-87BE-4D14-A085-CA9B018C700D.jpg © paslen.iMGSRC.RU



E1FBF6E6-91C9-42A6-ADE1-6780C2A633CF.jpg © paslen.iMGSRC.RU



115D6F99-F089-4133-8FD4-B5089D55C2CE.jpg © paslen.iMGSRC.RU



0E4A0232-6131-4CD9-92F8-B95933B14586.jpg © paslen.iMGSRC.RU



47C8F718-B14D-4AF4-8CA6-9DDB559B36A3.jpg © paslen.iMGSRC.RU



7303D364-945F-4149-9AF5-042DAEBD5496.jpg © paslen.iMGSRC.RU



E0644B1D-FD3F-4719-99D2-C43CC6D27D63.jpg © paslen.iMGSRC.RU



AE13C5B9-D8B3-408E-B9B9-D107B9A8433F.jpg © paslen.iMGSRC.RU



665F8FEA-AF7C-4D43-9E5C-B4267E3A87F1.jpg © paslen.iMGSRC.RU



148E1EC2-3030-499F-8832-AA8B2EC78E97.jpg © paslen.iMGSRC.RU






5BF8D9A4-C2DE-4B13-A20D-82E915B4D40B.jpg © paslen.iMGSRC.RU



A4784781-958E-4AC2-9984-23D7F57CB9DD.jpg © paslen.iMGSRC.RU



742EE812-54F5-429F-B017-D09521539C2B.jpg © paslen.iMGSRC.RU



23B786BE-2555-4402-B93E-BA1FF63AC8CD.jpg © paslen.iMGSRC.RU



FD20AA55-8548-4DCB-A346-F005DD535D32.jpg © paslen.iMGSRC.RU



7FE4FF94-F6E9-42A9-BAE4-CA68BDF6F9D2.jpg © paslen.iMGSRC.RU



6BC3B83A-9EB4-4716-96F2-8D4AC29415AD.jpg © paslen.iMGSRC.RU



E79ECD93-233D-4F46-B102-0EA8C76221BE.jpg © paslen.iMGSRC.RU

Выставка "Библейские эскизы" Александра Иванова. ГТГ в Лаврушинском переулке:
https://paslen.livejournal.com/2585166.html

Фотографии из Тейт Бритен. Много фотографий: https://paslen.livejournal.com/2112953.html

ГТГ, выставки

Previous post Next post
Up