Ельцин-Центр

Mar 17, 2023 12:44





Бонусом к карте екатеринбургских энергий решил вывесить подборку снимков из Музея Ельцина в огромном Ельцин-Центре.

Немногие там были, немногие знают как оно устроено; вот и меня удивило, что сам музей занимает в Центре пространство достаточно небольшое относительно всего прочего - торговых площадей и галерей магазинов, накрытых куполом...

Территория их столь велика и этажна, что, особенно когда попадаешь внутрь после завьюженной улицы, Ельцин-Центр выглядит государством в государстве или же городом внутри города, как и положено большим моллам, вроде нашего (раз уж до него десять минут пешком от моей столичной квартиры) Авиапарка.

Собственно, построение и продажа автономной географии и есть одно из важнейших свойств громадных маркетплейсов, естественно выросших из застекленных беньяминовских аркад, эволюционировав во что-то схожее с не-местами аэропортов и транзитных зон - мест легального и конвенционального проявления (проступания и проникновения) в наш мир ближайшего будущего.

Именно поэтому такие не-места (я писал о них однажды на примере книги Марка Оже в "Горьком") претендуют на видимую стерильность, поточность, анонимность, порождая неуют и дискомфорт, которые хотелось бы поскорее покинуть.

Устроители Центра и не скрывают, что появление памятного места связано не только и не столько с культурой, сколько с бизнесом, раз уж торговля - вполне логичный и разумный подвид культуры общественных отношений.

Тем более, что работа Ельцина на посту государства и была связана с внедрением рыночной экономики и абсолютизации (к сожалению, временно) прав человека и частной собственности.

То есть, таким образом, Ельцин-центр с его этажами кафе и магазинов - зримое и реальное воплощение того, что строили, строили и, наконец, построили.

Такая модель - территория культуры, совмещенная с коммерческими площадями - явление достаточно распространенное, можно вспомнить Театральный центр Мейерхольда или Оперную студию Галины Вишневской, окруженных офисами и дорогими апартаментами.

Во всех подобных насильственных сожительствах огня и трепетной лани существует набор повторяющихся закономерностей: связанные с громкими именами, превращенными в бренды, такие институции хорошо и ярко начинают, но постепенно бизнес и политика начинают вытеснять искусство, выталкивая его вовне и делая оставшийся творческий выхлоп практически прозрачным, ибо такие места зависимы не от логики собственного развития, но от чужих и равнодушных денег, которые могут прийти, а могут и уйти, раз со временем тускнеют не только имена, но и бренды.

Бизнес и искусство гасят друг друга и, соответственно, выхолащиваются.

Но посмотрим...

Я там, внутри музея был с коллегами - писателями-резидентами областной публичной библиотеки, причем, в понедельник, когда экспозицию мы смотрели в полном одиночестве: с одной стороны, это усиливало стерильность и условность проекта, обобщающего этапы новейшей истории РФ в семь дней творения российской государственности, но, с другой, лишало непосредственного контакта с городом, который непонятно как к этому явлению относится.

В понедельничных залах не было посетителей и невозможно было подсмотреть "простые человеческие реакции" на инсталляции, к примеру, посвященные ГКЧП или Первой Чеченской...

...ну, или как люди реагируют на свитер, подаренный Борисом Немцовым.

Ориентировался я на коллег, не сочтите, что это в бреду, людей опытных, сдержанных и даже где-то изощренных, но ни в коем случае не типичных - в данном случае, мнение их вряд ли можно обозначить как аутентичное, раз уж писательство является процессом порождения именно что оригинальных суждений.

Все они не местные, опять же, значит, обладают собственной повесточкой.

Больше всего мы общались и гуляли по Екатеринбургу с знаменитым японоведом и просто во всех смыслах распрекрасным интеллектуалом Сашей Чанцевым, гостя у города на Исети в соседних гостиничных номерах, поэтому больше всего мне и запомнилось его возмущение фигурой первого российского президента, на бэкграунде которой Ельцин-центр, вполне логически, и существует.

Набор его претензий к Ельцину понятен и справедлив, у меня он точно такой же (интересующихся отсылаю к своему роману "Красная точке", в котором они изложены с максимальной полнотой), другое дело, что Саша Чанцев живет в Москве, тогда как я сейчас нахожусь и пишу в Чердачинске.

У нас такого Центра нет и быть не может.

По определению.

В Чердачинске есть тц "Родник", но в нем нет музэя или чего-то близко похожего на культурные институции (кинозалы не в счет) и вынесен он вообще куда подальше - практически за черту города (оттого и "Родник"), тогда как Екатеринбурге Ельцин-Центр становится частью нового и альтернативного городского центра, правда, пока еще пугающего своей безлюдностью...

...хотя возможно, все дело, опять же, таки, в понедельнике и в сильной позёмке, поэтому ругаться на такое не нужно, нужно радоваться, что оно, альтернативное, вообще существует...

Прорастает хотя бы вот таким извращенным образом.

Раз уж весь этот торговый Ватикан, накрытый пуленепробиваемым стеклом, претендует на статус градообразующего предприятия, задающего смыслы стандарты прекрасной России будущего примерно так же, как архитектурный ансамбль бывшего Ходынского поля ("Ходынки" у Авиапарка) синтезирует массовые представления об утопическом (он же антиутопический) урбанизме футуристического разлива: построение актуальной модели городских общественных пространств - это крайне, крайне важно, но зачем же изобретать велосипед, который на родине автомата Калашникова будет все равно походить на автомат, а не на велик - просто посмотрите как идея городского центра, альтернативного историческому и туристическому, реализована, например, в Барселоне в виде цикла непрерывных парков.

Причем самый первый из них, который с висящей скульптурой Чиллиды про зуб Аполлона, был построен еще к сочинской барселонской олимпиаде и является памятником урбанистическим идеалам прошлого тысячелетия:

Воспоминания о парках-1. Parc de la Creueta del Coll: https://paslen.livejournal.com/1656848.html
Воспоминания о парках-2. Parc de la Diagonal Mar: https://paslen.livejournal.com/1657157.html
Воспоминания о парках-3. Parc Central Poblenou: https://paslen.livejournal.com/1657496.html

Блин, опять меня занесло не туда, вновь в тоску зеленую по мировой культуре, тогда как ближе ведь надо держаться - к своей собственной земелюшке или, хотя бы, соседской, если про собственную не очень-то интересно.

Но тексты суть реки - текут по собственным руслам и в ус не дуют, попробовали бы реки в усы дуть, посмотрел бы я, что у них получилось.

Градообразующим предприятием Ельцин-Центр делает его угловатое, гипотетическое будущее - вот, собственно говоря, откуда и возникает, навевается в пост тема урбанизма: покуда вокруг и внутри Ельцин-Центра пусто и набережная молчит, занесенная снегом и до драматического театра по соседству непонятно как общественным транспортом добираться...

Но когда институция есть, выстроена и встроена в ландшафт, а, главное, уже включена в настоящий бюджет, то неважно чем она обладает сейчас, ведь в любой момент подхватить ее могут какие-то иные люди и ветры...

Безлюдная набережная в любой момент способна преобразоваться в парадиз, не хуже барселонского - достаточно в Ебург приехать теплым летом.

Главное, что есть мотор преобразований и он здесь - несмотря на неловкость и старомодность архитектуры, более напоминающей бастион, готовый замуроваться изнутри в любую неудобную минуту - и ассирийский стиль стелы с портретом генсека первого президента лишь усиливает это ощущение то ли избыточной историчности, то ли, напротив, недостаток чувства истории, свершающейся на наших глазах.

Ельцин строил демократию и капитализм с человеческим лицом, которые и заселили центр его имени, но пока, в основном, лишь только его.

Тот настрой, который должен был накрыть и двигать вперед всю страну, распространен теперь лишь внутри этих стен, которые, конечно, не хочется называть "территорией свободы", да придётся, несмотря на обилие видеокамер (куда ж без них?)...

Строили страну, а вышел центр, но пусть так, чем ничего: вполне ведь достижение капиталистического хозяйствования, если посмотреть на него отстраненно, с высшей какой-нибудь там точки зрения.

Хотя, конечно, "свобода приходит нагая, бросая на сердце цветы" и все такое...

Аттракцион, опять же, эксклюзивный и поблизости единственный - ближайшие памятники подобного сорта, Назырбаеву в Астане и Алиеву в бакинском Центре Алиева находятся уже за рубежом отечественных рубежей.


































































Чужое небо. Конец одного корононарратива. Новый аэропорт им. Курчатова. Полёт Челябинск - Москва: https://paslen.livejournal.com/2584353.html

Каждый из нас марсианин. О книге «Введение в антропологию гипермодерна» Марка Оже: https://gorky.media/reviews/kazhdyj-iz-nas-marsianin/

Бсн. Непрерывность парков: https://paslen.livejournal.com/1654483.html




























музеи, Екатеринбург

Previous post Next post
Up