Первые две недели нового года читал Давида Самойлова - случайно зацепился за один его текст по работе и решил пройтись по всей “биографической канве” собрания избранных сочинений в двух томах; увлекся за наблюдением эволюции, делавшей стих Самойлова всё более «скупым», графичным» и прочитал отдельные сборники (в том числе первый посмертный «
(
Read more... )
И она, и герой этого стихотворения - замечательные поэты, со своими удачами и неудачами. И все эти "общественные договоры" тут ни при чём. А при чём - дар. Времена, как сказал один из персонажей, упомянутых выше - вполне (и даже больше) общественно-договорённый - не выбирают. Они были "музыкой во льду", хотя и не таком студящем, как тот, в котором выживал сам автор этого выражения.
Между прочим, дарований такого масштаба и качества сейчас, после смерти Пригова, может, совокупно штуки полторы (если собрать по кусочку от шестерых-семерых творцов). Хотя, конечно, сбрасывать для расчистки места можно не только "эстрадников", но и, по примеру какого-нибудь Юрьева, и самого Самойлова, причём теми же приёмами ("Отвращение скорее антропологического характера. Человек оказался неумный, недообразованный, мелкий и суетный. Советский гомункулюс такой, цэдээловский божок. От неожиданности стало даже слегка обидно, поскольку Давид Самойлов был едва ли не единственный советский поэт, к стихам которого я относился скорее неплохо. Может быть, по какому-то детскому сантименту.").
И ещё между прочим: эти самые "эстрадники" и к Самойлову, и к Тарковскому, и к другим "тихушникам" относились весьма трепетно, с почитанием, ни с какого парохода не сбрасывали. В 1978 г., например, Андрей Вознесенский, получив свои редкие по тому времени несколько минут на ТВ (что-то вроде "страничка поэзии"), не стал читать ничего своего. Он держал в руках только что вышедший «Новый Мир» № 8 и выглядел довольно-таки потрясённым. Сказал что-то вроде "Вы знаете, в нашей поэзии только что произошло выдающееся событие, в этом номере опубликовано замечательное стихотворение Арсения Тарковского", и прочитал его, и на этом всё своё выступление закончил:
"Меркнет зрение - сила моя,
Два незримых алмазных копья;
Глохнет слух, полный давнего грома
И дыхания отчего дома;
Жестких мышц ослабели узлы,
Как на пашне седые волы;
И не светятся больше ночами
Два крыла у меня за плечами.
Я свеча, я сгорел на пиру.
Соберите мой воск поутру,
И подскажет вам эта страница,
Как вам плакать и чем вам гордиться,
Как веселья последнюю треть
Раздарить и легко умереть,
И под сенью случайного крова
Загореться посмертно, как слово."
Reply
Или солидаризоваться с тем, которое мне кажется правильным.
Эстрадники, конечно же, продались за эстраду и ее последствия, что немедленно сказалось на состоянии их того самого дара, которые они, в конечном счете, разменяли на пятаки собственного благополучия.
У нас с Вами, вероятно, разные приоритеты в общем поэтическом прошлом, но это совершенно нормально. Было бы ненормальнее, если бы думал как Вы, а Вы - как я. У нас с Вами разные судьбы и встречи были разные, и открытия и теперь благодарности.
Хотя когда-то мне, например, казалось, что главнее Вознесенского просто не может быть поэта, а сейчас в ФБ Ольга Александровна Седакова мне высказала за то, что вот Самойлов - совсем-совсем советский... зачем, де, о нём.
Кстати, жаль, что свое отношение к хорошим поэтам Вы даете в комменте, который никто не увидит, а не своем журнале.
Reply
Эти дилеммы - вековые, см. седьмую сатиру Ювенала, лизоблюдство Шекспира, обстоятельства Пушкина и его мнения на этот счёт - и так без числа.
"Разменяли на пятаки собственного благополучия" - лёгкая формулировка. Она и для Стива Кинга подойдёт и иже с ним. А наши "эстрадники" другое искали. И находили. За это им память.
Reply
Фактуру, Раф, я знаю очень хорошо - не хуже Вашего-то уж точно - это не грубость, но констатация факта. Так уж вышло, что я с детства варился во всем этом. С самого раннего и уже в 78-м почти понимал кто есть кто - немного с тех пор изменилось, если я уже в пятом классе написал письмо в "ЛГ" в защиту русского авангарда", тогда лежавшего в фондах. Я сейчас роман закончил вот как раз начинающийся в 78-79-м и это не ретроспекция, но реконструкция. Так бывает. Я органическое литературное животное, из литературы состоящее с самого своего начала, поэтому как я говорю - так оно есть))))
Я просто не хочу спорить с Вами ни про Лямпорта, который тоже литературное животное, ни про Топоров, который думал о литературе, все-таки, а не о карьере, ни даже о Быкове с Юрьевым в оценке которых мы с Вами сходимся (хоть что-то!!! уже ж хорошо).
Но. Размен был и это был именно размен и подвид социального предательства, как лично я его понимаю - понимаю не по нынешним временам, а по тем, когда уже были и андерграунд и культурное подполье и возможность уехать. Все это надо долго и монотонно аргументировать и объяснять, а для меня все, что связано с шестидесятниками и шестидесятничеством давным-давно настолько решенные материи, что и не интересно и не колышылит уже ничто.
В конце концов, все умерли уже и мнится очередь за мной) за моим поколением приходит, которое вот все эти старухи-проценщицы заживали, заживали, да и засидели до полного неразличения. Потому что Кобзон и Лев Лещенко в телевизоре сплошняком - оно все про то же самое.
Reply
Reply
Reply
А, вот, вспомнил - к месту:
Время гонит - ну, не блажь? -
И невинность, и кураж,
В полушаге от черты
Не упомнит красоты, -
Но святить готово лик
Каждого, кем жив язык;
Трусость, гонор - что ни сорт,
Славу к их стопам несет.
Времени неведом стыд:
Взгляды Киплингу простит,
И Клодель простится Поль -
Всяк, в словесности не ноль.
(перевод, https://raf-sh.livejournal.com/251353.html)
Reply
Мне не свойственно требовать вообще ни от кого - у меня такт и эмпатия сильно развиты, но и собственные представления о том, что такое хорошо и что такое плохо. Я ведь даже не настаиваю ни на чем - вот вы думаете не так, как я и хорошо, истины все равно не существует.
Reply
Reply
Reply
Reply
Так как мне все давно понятно то я пишу уже из этой точки, заранее опуская звенья. Но так как Вам моя позиция нова, я проговариваю очевидное
Reply
Это у Вас я её только что встретил, вот и спарринг - для выяснения. Покалим сростень?
Reply
Reply
Reply
Я, кстати, школьником-то письма почти одновременно написал - Самойлову и Вознесенскому. Второй меня даже процитировал в одном своем эссе. Самойлов меня нигде не цитировал
Reply
Leave a comment