Герман Титов "Незначительные изменения" в ММАМ. Спецпроект 4-ой Биеннале

Oct 03, 2011 17:23


Куратор Ольга Свиблова на двух этажах своего Мультимедийного Музея представляет выставку Германа Титова из Вологды, того самого Титова, который за несколько последних лет роскошно издал библиотеку концептуалистских книг - от Андрея Монастырского до Юлии Кисиной.
То есть, про Титова понятно, что это человек с деньгами, не чуждый художественных, а теперь уже и художнических амбиций.
Издав массу концептуальных книг, Титов, вероятно, впал в стокгольмский синдром, на себе почувствовав магическую силу "пустотного канона", который и вызвался воплощать в жизнь с незначительными, на первый взгляд, изменениями.

Дьявол, как известно, притаился именно в незначительном.
Проблема выставки Титова в том, что про него ничего не известно кроме двух уже упомянутых моментов - первоначально разбогатевший, человек из Вологды, увлёкся концептуализмом и выпустил массу хороших книг, в которых другие люди, потратившие свои жизни на выстраивание пустотного канона, играли в свои пустяки да выковыривали козюльки из носа.

Концептуализм, комментирующий, а то и критикующий официальные языки (читай истеблишмент) построен не на реальной художественной стоимости, но на контекстуальной и символической - сделать объекты в духе Андрея Монастырского, в которых техники и технологии задействованы в минимальной степени проще простого.
Нетрудно нарисовать чёрный квадрат, сказал однажды Пригов кому-то из неоклассиков, гораздо труднее рисовать квадраты всю жизнь.

Но ещё сложнее насытить эти квадраты внутренней жизнью, заставить светиться их нетварным светом, вспыхивающем в голове зрителя.

У многих, повторюсь, на это уходит вся жизнь.
Кому-то за красоту пустотного канона пришлось расплатиться годами полуголодного существования, кому-то дуркой, кому-то эмиграцией + огромным количеством каких-то текстов, жестов, душевных и бытовых движений. За то и любим.
Вряд ли Герман Титов задумывал выставку про силу денег и связей, про дедовщину, позволяющую из прапора попасть в генералы или же про ситуацию в которой некогда подпольное, избранническое искусство становится массовым, стрёмно мейнстримным и даже гламурным (что в корне противоречит его и "тяп-ляп" эстетике и нарочито равнодушной критической направленности).

Может быть, экономический дискурс и входил в намерения бенефицианта, однако, из сопроводительных записок (в том числе и из эпиграфа, взятого в разговоре с горячо мной любимыми Михаилом и Ирой Гробманами) следок этого не находишь.





«Гарман Титов "Незначительные изменения" в ММАМ» на Яндекс.Фотках

На стенах первого этажа и подвала размещены мониторы со статичным видео ("экзистенциальное видео"), многозначительные надписи на стенах, головоломные фотографии, документация перформенсов, состоящая из вновь головоломных фотографий.
Исчезновение белых кружочков.
Проекции говорящей совы.

Сколько времени нужно чтобы собрать подобный экзерсис из отходов производства или же начинки любого персонального компьютера?
Пять минут?
Десять?
Полчаса?

Э-э-э, все вопросы обращайте к куратору, обозначенному на афише таким же крупным шрифтом, как и фамилия автора.



«Гарман Титов "Незначительные изменения" в ММАМ» на Яндекс.Фотках

Я даже на какое-то время задумался какой жест Германа Титова мог бы оказаться более правильным с точки зрения концептуального движения и методологически корректным?
Может быть, имело смысл захоронить пачки купюр на легендарном Киевогородском поле, выставив карту-схему поиска сокровищ?

А может быть, сжечь все эти банкноты, в их пепел распылить по пустым комнатам, сублимировав пресловутый запах денег?
Грубовато, пожалуй.

А, может быть, перевезти из Венеции пару полусгнивших свай, пройдя, таким образом, по пути отцов-основателей и намекая на возможное светлое будущее?



«Гарман Титов "Незначительные изменения" в ММАМ» на Яндекс.Фотках

Концептуальный бэкграунд, тем не менее, расширяет поле смыслов, дополняя территорию ненаполненного тем, что, случайно или нет, включено в проект.
Многомыслие оборачивается тем, что "Незначительные изменения" можно прочитать как высказывание про людей, пришедших в искусство после того, как оно стало, тренд-бренд, сколь важным, столь и доступным.

Герман Титов, судя по всему, хороший, сугубо положительный человек, значит, выставка всё-таки не про него?
Тем более, что если учитывать и проявлять подоплёку, надписи его группируются в смысловой жгут, отнюдь не лишённый самоиронии.

А про, допустим, судьбу новых институций, которые едва только накопив грамм символического капитала пускаются во все тяжкие и зрителю, заплатившему 250 рублей, следует опасаться фуфла, замаскированного под многозначительность (тут интересно, что старые институции правят, лёжа на боку респекта накопленного десятилетиями, трать - не хочу, а из новейших "дают добро" только те, что должны во что бы то ри стало утвердить собственную правильность - вот как Московский Музей современного искусства, вкалывающего на многочисленных площадках с тем, чтобы через экстенсив заболтать родовую травму причастности к созданию музея Зураба Константиновича Ц.).



«Гарман Титов "Незначительные изменения" в ММАМ» на Яндекс.Фотках

А можно воспринимать мессидж как оммаж; как высказывание про кураторский гений, прикрывающий одну, не шибко заметную экспозицию, которая, к тому же и длится-то стыдливо меньше других, более яркими и заметными.
Непонятно лишь зачем Свибловой такое намеренное вскрытие приёма, подсекающее смысл всего, что она делала и делает раньше и параллельно?
Иными словами какова цена вопроса, заставляющего прилюдно поступаться собственной репутацией?

Ведь теперь, прежде чем довериться выставкам ММАМа сто раз проверишь не разводят ли тебя на незначительные изменения, которые, впрочем, всегда были присущи роду человеческому и ничем особенно актуальным не являются.







«Гарман Титов "Незначительные изменения" в ММАМ» на Яндекс.Фотках



«Гарман Титов "Незначительные изменения" в ММАМ» на Яндекс.Фотках



«Гарман Титов "Незначительные изменения" в ММАМ» на Яндекс.Фотках

Другие биеннальные впечатления:

Основной проект в ЦУМе. Часть 1: http://paslen.livejournal.com/1192819.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Интерьеры: http://paslen.livejournal.com/1194347.html
Основной проект в Артплей. Часть 2. Артефакты : http://paslen.livejournal.com/1194553.html
Нео Раух в Артплее. Основной проект: http://paslen.livejournal.com/1194934.html
Фильм Реббеки Хорн в ЦУМе: http://paslen.livejournal.com/1192338.html

Аудиториум/ Нужное искусство: http://paslen.livejournal.com/1189169.html
АЕС+Ф" в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188741.html
Инсталляция Кулика в ММАМ: http://paslen.livejournal.com/1188389.html

А. Каллима на Винзаводе: http://paslen.livejournal.com/1178295.html
"Реквиарий" на АртПлей. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196350.html
В. Кошляков "Атлантис" на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1195577.html
А. Булдаков и А. Рябова на Винзаводе. Специальный проект: http://paslen.livejournal.com/1196030.html
"Некрореализм" в ММСИ в Ермолаевском: http://paslen.livejournal.com/1193428.html

Лаборатория группировки "ЗИП". Проект_Фабрика: http://paslen.livejournal.com/1197559.html
"Против политики" Юлии Кисиной:: http://paslen.livejournal.com/1198257.html
"Космическое Государство Трансцендентальных Переворотов": http://paslen.livejournal.com/1198451.html

выставки, ММАМ, биеннале

Previous post Next post
Up