После путанного и явно избыточного Основного проекта, рассыпающегося на составляющие, небольшая выставка из девяти артефактов, расположенная в небольшой двухэтажной галерее при входе на территорию Artplay, оказывает самое благоприятное и душеподъёмное воздействие.
Во-первых, архитектурной своей направленностью, во-вторых, ненавязчиво коммерческой составляющей (галерея MG самым очевидным образом завязана на повторяющиеся в работах элитные стройматериалы, что привносит кураторскому замыслу ноту нерасторжимого единства, даже цельности, когда начинаешь задумываться как же будут существовать экспонаты "Реликвария" без связки друг с другом и без этих стен, наделённых умеренной гламурностью или, если точнее, тактичной буржуазностью.
В-третьих, очевиден, остроумен и полностью воплощён сам кураторский посыл и здесь, надо сказать массу комплиментов Юрию Аввакумову, уже не в первый раз видишь совершенно иной качественный посыл кураторской работы, нежели вообще принятый в наших палестинах.
Возможно, это оттого, что Аввакумов я сам является художником (а так же архитектором) прекрасно понимания внутренние закономерности пластических искусств и их воздействий на зрителя, но мы имеем дело с событием, которое явно выше всех иных проявлений не только Биеннале, но и всей московской выставочной жизни в целом.
«
Афиша рядом с дверью на выставку» на
Яндекс.Фотках Это же дико интересно - когда все резоны и составляющие очевидны, но, тем не менее, из всей этой очевидности возникает, заваривается и работает химия целого, внезапно обнаруживая здоровый голод до нового, умного зрелища.
И это при том, что за спиной только что остались два часа блужданий по лабиринту "Переписанных миров".
Посмотреть на Яндекс.Фотках Галерея MG находится на втором этаже красно-кирпичного лабиринта, между каких-то магазинов и контор, поднимаешься по старой лестнице, не ожидая ничего особенного, но отворяя дверь, попадаешь в симпатичный лофт.
Все экспонаты первого этажа (их пять) мгновенно охватываемые взглядом, точно ноты, мгновенно создают объёмное симфоническое звучание, которое ты и кидаешься раскладывать на составляющие.
«
Синие носы "Гроб Малевича"» на
Яндекс.Фотках
«
Синие носы "Гроб Малевича"» на
Яндекс.Фотках
«
Синие носы "Гроб Малевича"» на
Яндекс.Фотках И тут первым на пути попадается "Гроб Малевича", работа "Синих носов", пожалуй, лучшая работа не только этой выставки, но и всей нынешней биеннале, совершенно музейного уровня работа; зело отличающаяся от всего "тяп-ляп искусства", которым Мизин с Шабуровым прославились.
То есть, понятно, что алую мозаику основания сделала девушка от самой галереи (
к сожалению, на сайте сложно понять кто и что делал, а сам я на незнакомые фамилии туговат), что и показывает какой силы могут достигать тщательно проработанные творения "Синих носов", когда идеи осуществляются не на бегу, а обдуманно и не спеша.
«
Илья Уткин "Детский реликварий"» на
Яндекс.Фотках
«
Илья Уткин "Детский реликварий"» на
Яндекс.Фотках
«
Илья Уткин "Детский реликварий"» на
Яндекс.Фотках
«
Илья Уткин "Детский реликварий"» на
Яндекс.Фотках За "Гробом Малевича", посредине зала, стоит Реликварий для игрушек - изба, роскошно украшенная мелочами и деталями, в которой дети могли бы хранить свои секретики и сокровища.
Известный бумажный архитектор Илья Уткин делает одновременно штаб и укрытие, в котором дитя может прятаться и проводить время, а так же традиционный для церковной культуры объект, магически мерцающий и переливающийся недосказанностью.
В-третьих, это, а почему бы и нет, рождественский вертеп, то есть, объект с явно театральным нутром и драматургически раскладывающейся начинкой.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
«
Юрий Аввакумов "Кенотаф Бродского"» на
Яндекс.Фотках
«
Юрий Аввакумов "Кенотаф Бродского"» на
Яндекс.Фотках
Посмотреть на Яндекс.Фотках Сбоку от уткинской работы стоит самая монументальная работа экспозиции - Василеостровской кенотаф Иосифа Бродского, сделанный самим Аввакумовым в компании с Алёной Кирцовой, где погребальный бэкграунд современных евроматериалов (плитки, мрамора, мозаики и много чего ещё) неуловимо [или очень даже уловимо, явно, зримо] обрастает ритуально-похоронными ощущениями.
Огромный сосуд или же капсула для пепла (или же, допустим, поминального дыма?) с крохотными дырочками в боках (сквозь которые можно разглядеть внутреннюю библиотеку) упирается своим жерлом в зеркало.
Рядом стоит полукруглая стела, оформленная внешней библиотекой; вполне внятный и самый точный из всех памятников поэту.
Поэтам с памятниками у нас совершенно не везёт, кстати.
Впрочем, не только поэтам.
Антропоморфный фигуративный подход давно и безнадёжно устарел, а решиться на новый могут лишь отчаянные одиночки, да и то в рамках локальных, эстетских выставок - вот как Юрий Аввакумов сейчас или же
Андрей Красулин, сделавший феноменально красивую и умную композицию для памятника Мандельштаму в Старосадском и, по вполне понятным причинам, так и не воплощённую.
«
Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"» на
Яндекс.Фотках
«
Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"» на
Яндекс.Фотках
«
Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"» на
Яндекс.Фотках
«
Тотам Кузембаев "Кощей Бессмертный"» на
Яндекс.Фотках От Бродского, по гипотенузе, переходим к "Кощею Бессмертному" Тотана Кузембаева - тяжёлому квадрату, пронзённому десятками тяжеловесных, толстых спиц, охраняющих внутреннее яйцо.
Инсталляция эта трансформер и может создавать различные конфигурации внутреннего ландшафта.
Отметим так же выложенные мозаикой внешние углы, отсылающие к врубелевским майоликам и васнецовским ар-нувошным украшательствам.
Последняя работа на этом этаже осталась для меня непонятной - из плиток разной степени фактурности Сергей Чобан создал "Музей архитектурного рисунка", структурно рифмующийся с Кенотафом Аввакумова - здесь тоже есть основной объект "посредине" и обрамляющая его декоративная стена, комментирующая и подтверждающая главный объём.
«
Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"» на
Яндекс.Фотках
«
Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"» на
Яндекс.Фотках
«
Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"» на
Яндекс.Фотках
«
Сергей Чобан "Музей архитектурного рисунка"» на
Яндекс.Фотках На этом можно было бы и закончить, выставка уже состоялась, однако внезапно я увидел лестницу на второй этаж, где тема реликвария оказалась разыграна в более локальных (интимных) и скульптурных артефактах, точно так же создающих единый ансамбль
в духе мастерской Бранкузи. Ближе всего к входу стоит ящик доверху наполненный бисером, поверх которого лежит "Ставроастерион", исполненный "Обледенением архитекторов" в соавторстве с Ольгой Солдатовой, более похожий на дамский ридикюль.
Посмотреть на Яндекс.Фотках
«
Второй этаж Реликвария» на
Яндекс.Фотках
«
Второй этаж Реликвария» на
Яндекс.Фотках "Арт-бля" выполнили центровой артефакт - каменную пирогу, ощерившуюся каменной щетинкой (некоторые подробности проектов
можно увидеть тут).
Внутри этого, как оказалось, числа Пи - тончайшая световая нить, становящаяся заметной только если встать по центру.
«
Второй этаж Реликвария» на
Яндекс.Фотках Венчает экспозицию второго этажа Голова (или же Череп) Дмитрия Буша и Марко Бравуры состоящий из окаменевших ремней - пространственная композиция о главном хранилище всех возможных (впрочем, и невозможных тоже) сокровищ.
«
Второй этаж Реликвария» на
Яндекс.Фотках
«
Второй этаж Реликвария» на
Яндекс.Фотках
«
Второй этаж Реликвария» на
Яндекс.Фотках Ну, и, наконец, декоративная "Рыба" Юрия Григоряна и Елены Угловской - искусство светлое, оптимистическое, наполняющее позитивной энергией; тем самым теплом, которого так не хватает выставкам актуального искусства, всё больше посвящённым некоммуникабельности да разобщённости, а не внятным человеческим ценностям, типа домашнего очага или уюта детской комнаты, за что "Реликварию" можно простить (читай не заметить) и налёт гламурности и утилитарной надобы, оплативших аккуратность и проработанность.
В конце концов, в галереи ходишь не только ради социальной критики и экзистенциальных обмороков; эстетические удовольствия и цели могут меняться.
«
Второй этаж Реликвария» на
Яндекс.Фотках
«
Второй этаж Реликвария» на
Яндекс.Фотках