"АЕС+Ф “Allegoria Sacra” в ММАМ

Sep 21, 2011 16:11






Третья часть грандиозной, широкоформатной (шире некуда) видеопанорамы закругляет цикл фильмов АЕС+Ф, посвящённых метафизическому строению и умонастроению современного мира.

Если «Пиры Тримальхиона», показанные год назад в «Гараже» одновременно тянут и на Ад и на Рай (скорее, конечно, а Ад под видом гламурного Рая), то нынешний фильм «Аллегория Сакра» более определёнен тематике (форма-то у него точно такая же, как у предыдущих частей) и заявлен как «Чистилище».
Эта неопределённость между «верхом» и «низом», кстати, весьма актуальна - люди уже давным-давно не могут как следует разобраться ни в хорошем, ни плохом не только с моральной, но и с экзистенциальной точки зрения.
Нынешнее сознание уже не биполярно и даже не многополярно, оно текуче и постоянно сменяемо, расфокусированное, оно совершенно расфокусировано и децентрализовано - вот что позволяет АЕС +Ф собирать в одной плоскости «пассажиров» из разных семантических и мифологических слоёв.
Все они, подобно посетителям терминалов, оказываются транзитниками, обостряющими наше самосознание - художники не случайно выбрали в качестве очистительной площадки странные, непонятно откуда и как возникающие, пространства современных аэропортов.

Неслучайно так же, что нынешняя видеофреска всеми своими конечностями отсылает к картине Джона (Джованни) Беллини, хранящейся в галерее «Уффици».

Во-первых, непонятный сюжет позволяет Джованни свести на загородной террасе (река, организующая фоновый пейзаж - Стикс) персонажей из разных культурных систем.

Во-вторых, яркость и сочность венецианской школы (некоторые мизансцены фильма, в которых самолёты плывут по серо-буро-малиновой реке напоминают венецианские каналы, переполненные гондолами) как нельзя лучше подходит отфотошопленному гламурному декадансу, который не устают воспроизводить (или с иронией, или же в самозабвении) АЕС + Ф.



«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках

В-третьих, как нам сообщает, Джон Рёскин, именно Джованни Беллини является последним религиозным художником Венеции (Тициан, следующий за ним с минимальным биографическим отрывом является уже формалистом), после которого Вера, покидая полотна и фрески, оставляет на плоских поверхностях буйство цветовых пятен и изысканных линий, ничего более.

В-четвёртых, если верить Везари (а ему трудно верить), у Якопо Беллини было два сына, законнорожденный и бастард.
Так вот именно незаконнорожденный Джованни, последний религиозный и всё такое, оказывается самым талантливым из всей этой троицы.



«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках

Формальный приём, на котором основаны съёмки, остался прежним - механические, оцифрованные движения странных персонажей, двигающихся в собственном соку.
Они ведь как мухи в янтаре, имманентные, замкнуты на самих себя; стоило мне подумать об этом, как некоторые из участников процесса очищения, вдруг, взяли и запели…
…вообще, надо сказать, выбор музыкального сопровождения, который делает Трилогии Павел Карманов, является ещё одним важным, ритмически организующим началом - монтаж движений и жестов «камеры» и персонажей напрямую зависит от логики Шопена, Чайковского или Вивальди.



«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках

Многие из героев «Пиров» перекочевали и в «Сакру», какие-то лица и существа проявились здесь впервые.
Однако, особенно забавным вскрытиём приёма для меня вышло появление в роли рыцаря Лёши Плуцера, который с седой, ветхозаветной бородой и мечом-кладенцом вышел едва ли не самым беллиениевским персонажем.

Справедливости ради, следует сказать, что в сравнении с Пирами" нынешняя "Сакра" выглядит более статичной и менее разнообразной.
Придумок и изобретений здесь, разумеется, масса, но, видимо, важно прослеживать медленную, но, тем не менее ощутимую эволюцию стиля, которому всё важнее и важнее рифмы с классическими формами и форматами, жанрами.

В свибловском музее изображения занимали не панорамный круг, только половину круга, что сближало инсталляцию с кинозалом, который тоже ведь посещаешь только с одной стороны.
Но, несмотря на это, меньшая зрительская вовлечённость играет на впечатление от посещения музея (или какого-то иного сакрального места): тотальность показа забирает внимание, пытающееся ухватить происходящее на разных экранах, почти не оставляя время для рефлексии.
Когда экран охватываем и противопоставлен, ты можешь видеть то чего нет в жизни; то, что наблюдается, но не проницается.
На мой вкус, это ближе к алгоритму впечатления, которого хотели достичь авторы.









«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках



«АЕС+Ф» на Яндекс.Фотках

http://aroundart.ru/2074691/-

мобилография, выставки, ММАМ, биеннале

Previous post Next post
Up