Читая, как положено, паршу, штаим микро хад таргум мит Раши(да, Раши так крут, что в наше время согласно некоторым поским имеет статус таргума), я дошел до момента, который мне еще раз напомнил(как будто я мог забыть!) свою совсем недавнюю
дискуссию, которую мой оппонент, почему-то посчитал дискуссией о каббале.
Поводом и начальной точкой стало
(
Read more... )
Reply
Reply
Reply
Reply
Оно у меня возникло, да. Прошу прощения, и рад, что был неправ.
когда традиция раздробилась, нет иного выбора, как сохранять все устоявшиеся мнения
Вы прекрасно определили наше главное расхождение. В том, что правы и Гилель, и Шамай, ничего парадоксального нет. А вот, e.g., Рамбам и Рамбан не могут быть правы одновременно в установленных ѓалахических вопросах - полномочия у них не те. Другое дело, с каким уровнем уверенности можно определить их сравнительную правоту.
Reply
что касается знаменитого "ты прав и ты прав. -но ведь оба не могут правы? -да, и ты тоже прав", то мне нравится комментарий ТаЗа на ЙД 87:1, где он упоминает более строгое мнение РаШаЛя, где тот спорит Рамбамом и Мордехаем, и ТаЗ заключает : ואנו אין לנו אלא דברי ראשונים ואחרונים
т.е. выглядит как может он бы принял мение РаШаЛя, но в той системе аксиом в которой он, и следуя процессу, это невозможно. хотя, может оказаться что как раз РаШаЛь прав.
Reply
Как? Головой, как же ещё! Ришоним не в вакууме работали, вся их работа предназначена на суд общественности, т.е. нас с Вами. (Подозреваю, что именно это мог иметь в виду ТаЗ; посмотрю.) ХаЗаЛь могли предписывать, их последователи (талмидей хахамим) - уже нет.
Так что да, мы расходимся по поводу процесса.
За паршанут - да, проще.
Reply
где-то слышал такой ворт: во времена Танаим не была нужна Гемора, во времена Геморы- ришойним, во времена ришойним и т.д.- ну вы поняли. когда есть йерида доройс, мы не можем себя по-настоящему считать умнее предыдущих поколений. когда ришон спорит с другим- они оба опираются на одну и ту же базу, когда мы пытаемся включиться в их спор- у нас нет всей картины.
Reply
И после этого Вы удивляетесь, почему мне померещилась делегитимизация?
мы не имеем и уже не можем иметь всего того знания, что имели ришойним.
Это спорное заявление, и не учитывает указанного мною фактора, что они работали на общественность. Однако и это не релевантно, потому что -
на основании чего можно с уверенностью с ними спорить?
Где Вы видите, что я спорю или призываю с кем-либо спорить?! Спорят ришоним, я всего лишь выбираю, кому следовать (Рамбаму).
ну вы поняли. когда есть йерида доройс
То, что Вы описали, не имеет никакого отношения к йеридат ѓа-дорот. В Гемаре Р' Йеѓуда (если не изменяет память) говорит, что как раз "в нашем поколении мы учим и знаем больше, чем в прежних, но прежние просили дождь и получали, а нам приходится колдобиться."
Reply
Reply
Кстати, как Вы решаете очевидную проблему с буквальным пониманием этой агадты? Как такое может быть, что в крупной йешиве учили только один седер?
Reply
а вообще, хорошая кашэ
p.s. ну вот, кстати, Раши там же(в Брахос) говорит:
בנזיקין הוה - לא היו גדולים בכל גמרא של ד' סדרים אלא בתלתא בבי שלנו והאי מילתא נקט הכא משום דמיירי שמוסרין נפשם על קדושת השם ועד השתא איירי נמי במי שמבזה עצמו על קדושת השם לפשוט כלאים בשוק:
т.е. не то чтобы не учили совсем, а не были спецами в остальных. может это и есть иточник геморы которую я упомянул выше.
Reply
уже одно это достойно "лехаим"!
Reply
Reply
Leave a comment