Корах. Не про нас будь сказано.

Jun 17, 2018 10:23



Читая, как положено, паршу, штаим микро хад таргум мит Раши(да, Раши так крут, что в наше время согласно некоторым поским имеет статус таргума), я дошел до момента, который мне еще раз напомнил(как будто я мог забыть!) свою совсем недавнюю дискуссию, которую мой оппонент, почему-то посчитал дискуссией о каббале.
Поводом и начальной точкой стало упоминание мною, то что мой собеседник назвал эффектом "накаркал"(и это есть связь с этой паршей), и который он совершенно не заслуженно и ошибочно отнес к магии.
С этого момента дискуссия перешла к обсуждению насколько выполнение предписаний Торы, или же, хас ве-шолем, наоборот, нарушение их, влияет на наш мир. Пытаясь объяснить механизм этого явления, я упомянул идеи, которые как оказалось исходили от каббалистов, и посему были отвергнуты начисто.
Итак, вот основные пункты, по которым развивалось наше обсуждение:
  1. эффект "накаркал"- т.е. воздействие и эффект неосторожных слов на самого говорящего, собственно начало спора.
  2. взаимодействие верхних и нижних миров, пример которого я дал основываясь на мнениях каббалистов, а потому не засчитанных.
  3. обсуждение легитимности и истинности каббалы как следствие ном. 2 и причисление всех "уверовавших" в нее ошибающимися. особенно досталось Рамбану.
  4. поскольку Рамбан верил в колдовство то это его дисквалифицировало больше всех, беседа перешла к обсуждению колдовства.

Ну что ж, бе-сията де-шамая начнем-с.
1.Пример который я привел, взят отсюда ,с  22:50 и  до где-то 30:35.  Он связывает поведение ишо шунамис в hафторе, когда она никому так и не сказала что ее сын умер, с необходимостью Торы повторить обещание Саре что у нее будет сын, после того как та скептически посмеялась над этим. Т.е. из-за того что Сара не поверила в хорошее известие и высказала сомнение вслух, обещание пришлось повторить. Шунамейка, боясь что признание ею смерти отнимет у Элиши способность исправить ситуацию- вслух о смерти сына не сказала. Как это все там объясняется, кто захочет - послушает, но идея совершенно не новая. Вот этой парше читаем:
16:12. И послал Моше призвать Датана и Авирама, сынов Элиава. И сказали они: Не взойдем.
Раши: не взойдем. Их уста подвели их (т. е. они обмолвились, невольно предсказав свою участь), что им ничего не оставалось кроме падения (в преисподнюю).
Далее:
13. Мало ли, что ты вывел нас из земли, текущей молоком и медом, чтобы умертвить нас в пустыне, и ты еще своевольно властвовать будешь над нами?! 14. Не на землю, текущую молоком и медом, ты привел нас, (где) ты дал бы нам во владение поле и виноградник. Разве глаза тем людям выколешь! Не взойдем.
Раши: букв.: тем людям. (Они имели в виду себя самих, но говорили: «тех людей») подобно человеку, который относит к постороннему проклятие, (предназначенное) ему самому (так же см. Раши к Имена 1, 10).
Т.е. уже видно, что есть манера говорить о чем-то плохом по отношению к себе иносказательно. И никакой магии в этом нет. Вот похожее место в предыдущей парше:
14: 27. Доколе этой злой общине поднимать ропот на Меня! Ропот сынов Исраэля, которых подстрекают роптать на Меня, Я слышал. 28. Скажи им: как жив Я! - говорит Господь. - Именно как вы говорили во услышание Мне, так сделаю вам.
Раши: как вы говорили. Как вы просили Меня «...или в этой пустыне умереть бы нам» [14, 2].
Как это работает? На манер того как высказался мой оппонент по поводу хвастовства- "что если бахвалиться, то Всевышний может щёлкнуть по носу"? Или, если человек бросает вызов и его тыкают в его же дрэк, или он наоборот, смирился и перестал молиться и уповать? Простой ашкеназский ид не в силах разобраться в этой философии и посему следует Танахической и Талмудической традиции говорить на לשון סגי נהור
И настолько мы преуспели в этом, что иногда даже не знаешь, где верх, где низ. Лемошел: а красавице, модне, а хохем, а гут ойг ун азой вайтер. Если вы думаете что перечисленное означает красавица, модный, умный и хороший глаз, то может вам стоит перечитать Шолем-Алейхама? :)
2. взаимодействие верхних и нижних миров , т.е. выполнение мицвос улучшает мир, совершение грехов, хв"ш, - наоборот, изменяет его к худшему.
Тут все проще, и к Рамхалю не ходи. Сам Рамбам говорит(МТ, hT, 3:4):
לְפִיכָךְ צָרִיךְ כָּל אָדָם שֶׁיִּרְאֶה עַצְמוֹ כָּל הַשָּׁנָה כֻּלָּהּ כְּאִלּוּ חֶצְיוֹ זַכַּאי וְחֶצְיוֹ חַיָּב. וְכֵן כָּל הָעוֹלָם חֶצְיוֹ זַכַּאי וְחֶצְיוֹ חַיָּב. חָטָא חֵטְא אֶחָד הֲרֵי הִכְרִיעַ אֶת עַצְמוֹ וְאֶת כָּל הָעוֹלָם כֻּלּוֹ לְכַף חוֹבָה וְגָרַם לוֹ הַשְׁחָתָה. עָשָׂה מִצְוָה אַחַת הֲרֵי הִכְרִיעַ אֶת עַצְמוֹ וְאֶת כָּל הָעוֹלָם כֻּלּוֹ לְכַף זְכוּת וְגָרַם לוֹ וְלָהֶם תְּשׁוּעָה וְהַצָּלָה שֶׁנֶּאֱמַר (משלי י כה) "וְצַדִּיק יְסוֹד עוֹלָם" זֶה שֶׁצָּדַק הִכְרִיעַ אֶת כָּל הָעוֹלָם לִזְכוּת וְהִצִּילוֹ.
И это то что я упомянул ранее
The Rambam (Maimonides) writes that a person should see himself, and the whole world, as being on a knife edge, precisely and exquisitely balanced -half meritorious and half culpable. If he does one sin, he tips the balance of his own life and that of the whole world to the negative side. However, with just one mitzvah, he can alter the balance of his life and that of the whole world to the side of blessing and life!
Возможно об этом же говорит и мишна в Прикей Авос(5:1):
בַּעֲשָׂרָה מַאֲמָרוֹת נִבְרָא הָעוֹלָם. וּמַה תַּלְמוּד לוֹמַר, וַהֲלֹא בְמַאֲמָר אֶחָד יָכוֹל לְהִבָּרְאוֹת, אֶלָּא לְהִפָּרַע מִן הָרְשָׁעִים שֶׁמְּאַבְּדִין אֶת הָעוֹלָם שֶׁנִּבְרָא בַעֲשָׂרָה מַאֲמָרוֹת, וְלִתֵּן שָׂכָר טוֹב לַצַּדִּיקִים שֶׁמְּקַיְּמִין אֶת הָעוֹלָם שֶׁנִּבְרָא בַעֲשָׂרָה מַאֲמָרוֹת:

3. каббала, все ли кто в нее верят ошибаются?
Вот тут совершенно не хасидский шул из Бока Ратон(имел зхус встречаться с представителями в прошлый Р"Ш) публикует очень хорошую подборку своего рава о каббале в hалахе, начиная ее бе-hазе лошн:
Rationalists think they reject and are immune from kabbalah but you will see that there are mainstream practices we all do that only have a source in kabbalah.

Далее идет разбор с источниками где и как Йосеф Карро паскент из Зоhара. И поскольку ШО все же основной источник закона для подавляющего большинства фруме идн, то сказать что они все были сбиты с пути истинного на протяжении всех этих лет было бы отрицанием обещания что לא יטש ה' עמו , и позволит ему заблуждать? заблудить? Ве-лой бе-шомаим hи - если закон выведен через установленный Им же процесс то  и Он согласится с финальным решением.(и тут есть мнгого чего добавить из нашей парши). Таком образом, независимо от личного отношения к Зоhару и каббале- на сегодня это мейнстрим, и те кто этому следют не могут заблуждаться.
4. Ну и за Рабмана особенно обидно. Т.е. он конечно со всеми спорил, но как!! С большим уважением, признавая их авторитет, и поэтому он нередко становился на сторону своих оппонентов и, защищая честь их авторитета, приводил аргументы подтверждающие их мнение. Так вот, сказать что Рабман раз он верил в колдовство , ну не то чтобы не авторитет, но .. ну вы ж понимаете?  это все равно что сказать "что может говорить хромой об искусстве Герберта фон Караяна? Если ему сразу заявить, что он хромой, он признает себя побежденным."
Тут та же история как и с каббалой- верить в реальность магии не только не запрещено но и легитимно, запрещено только ею заниматься. Мас. Санhедрин полна разбором всяких примеров магии, и Раши цитирует ее же в парше про египетских колдунов. Санhедрин 67а приводит мнения нескольких танаим, из которых можно сделать вывод, что магия вполне реальна, а не просто ловкий фокус и обман зрения. Мишна, там:
המכשף העושה מעשה חייב ולא האוחז את העינים ר"ע אומר משום ר' יהושע שנים לוקטין קשואין אחד לוקט פטור ואחד לוקט חייב העושה מעשה חייב האוחז את העינים פטור
мехашейф, который чисто конкретно совершает акт магии -виновен в колдовстве и подлежит смерти, но не тот кто только создает иллюзию.
Р. Акива говорит от имени р. Йешуа: двое собирают огурцы{при помощи магии], один из них не подлежит наказанию, а другой - да. тот кто чисто конкретно совершает акт магии -виновен, а иллюзионист - нет.
Ну не дисквалифицируем же мы, хв"ш р. Акиву? :)

parsheh, judaism

Previous post Next post
Up