Предшествующий пост, посвященный избранию нового римского папы, состоял в основном из риторических вопросов, общий смысл которых состоял в том, чтобы понять каких практических последствий этого события ожидают католики. Как они понимают слова о «церкви бедных для бедных»? Что видят в символических шагах папы Франциска 1?
Говоря о «церкви бедных для бедных», мои знакомые католики определенно не желают экономии на программах помощи обездоленным. Не хотели бы они и сокращения фондов, которые идут на помощь образованию. Оказалось, правда, что реальность жизни в католической епархии нашего края еще хуже, чем в среднем по стране, где церковь платит около 40% суммы, причитающейся с учеников католических школ. Здешняя епархия платит менее 10%, так что мои собеседники не хотели бы ухудшения положения в этой области, но считают, что хуже быть уже не может.
В чем многие из них видят возможность к сокращению расходов, так это в ограничении архиерейской роскоши и великолепия. Причем важной они считают не столько финансовую сторону вопроса, сколько именно символическую. Они с радостью воспринимают (сравнительно) недорогое облачение нового папы, его позолоченный перстень, и т. п. и надеются, что все это может стать новым стандартом поведения для всех католических архиереев.
Некоторые из них считают, что церковь находится в таком плачевном положении, что остро нуждается во встряске и что «новая политика» папы Франциска может эту встряску обеспечить (если, конечно, он переиграет курию, во что верят не все). Так что к своему удивлению и смущению, я обнаружил, что т.н. «рядовые прихожане» очень внимательно, с большим интересом и надеждами присматриваются к первым шагам нового папы.
Более того, по их словам многие прихожане (среди моих знакомых таковых не оказалось) расстроены словами и символическими шагами папы Франциска, потому что искренне любят блеск и помпу, причитающуюся положению архиерея.
Мне кажется, что похожее впечатление создалось и у увдор
mmekourdukova, которая в комментах на исходный пост написала, что из ее общения с окрестными католиками следовало "образование и культуру на голодный паёк сажать никто не станет, а аппаратные расходы сократят. Под сими последними, кстати, не следует понимать зарплату духовенства. ..то конкретно - ответили, что в первую очередь сократят число репрезентативных разъездов и престижных взаимоподарков, а также всё, что касается дизайн-оформления храмов, то есть разовой или временной бижутерии, которой у браткатоликов мнооого..".
Один довольно неожиданный для меня результат этих разговоров состоял в том, что Ватикан воспринимался моими собеседниками как нечто вполне внешнее по отношению к ним, их приходам и их епархии. Иногда это звучало так, что он представляется им некиим тридевятым царством. Разумеется, при таком отношении к Ватикану в целом у них не было никаких симпатий к его финансовому благополучию. Они уверены в том, что денег у Ватикана полно и ни на какое нужное простым людям дело они потрачены не будут.
Тут делаю паузу и вопрошаю
mmekourdukova и других френдов в Европе: является ли подобное отношение к Ватикану чисто американским феноменом или оно становится характерным уже при некотором удалении от Папского государства?
ПыСы Одно несомненно - среди тем, волнующих моих собеседников, я не услышал ничего о православно-католическом диалоге и прочем экуменизме.