Неортодоксальный ортодокс? (часть 2, окончание)

Nov 10, 2011 18:10

Продолжаем разговор о знаменитом, но редко читаемом эссе известного биолога-эволюциониста Феодосия Добжанского “Ничто в биологии не имеет смысла кроме как в свете эволюции». В первой части речь шла о жизни и научных достижениях Добжанского, а также о содержании его знаменитого эссе.

Пересказ дошел до последней части эссе, занимающей чуть более ( Read more... )

жизнеописания, биология, споры

Leave a comment

Comments 33

andrei_platonov November 11 2011, 21:28:16 UTC
Добжанский пишет, что Тейяр де Шарден был креационистом, но таким, который считал, что Творение реализовано в этом мире посредством эволюции.
//

Столь же блестяще! Эволюционный креационизм!

Reply

p_tzareff November 11 2011, 22:08:28 UTC
а чего тут такого

Reply

andrei_platonov November 12 2011, 05:22:58 UTC
Ну в смысле научного подхода верующего человека - конечно, единственно возможный вариант, по-моему.
Но я впервые встречаю такую формулировку, когда эволюциониста называют креационистом.

Reply

(The comment has been removed)


quaeritans November 12 2011, 16:56:10 UTC
Хорошо бы Ваш постинг почитать тем, кто любит в полемическом пылу приводить длинные списки верующих ученых.

Reply

partizan_1812 November 12 2011, 18:08:08 UTC
Для них, в том числе, и написан. Я участвовал в длинном споре, где покойного р.Б. Феодосия поминали все, кому не лень.
Я не против использования имен верующих ученых в качестве аргумента. Но только такого: "христианство не является непреодолимой преградой для участия в науке".
И согласен полностью, надо быть очень аккуратным в такой аргументации, а то у нас и Гагарин, и маршал Жуков, и чуть не сам Верховный главнокомандующий православные. Жизнь непроста, не стоит ее упрощать даже ради полемических одолений.

Reply

quaeritans November 12 2011, 18:34:44 UTC
+++христианство не является непреодолимой преградой для участия в науке+++
Если только такого. Но обычно делают очень далеко идущие выводы.

Reply

partizan_1812 November 13 2011, 01:25:17 UTC
А с другой стороны, большего и не требуется. Позиция оппонентов обычно такова, что религия и наука находятся в непримиримых отношениях. Науку невозможно сочетать с верой. Показать ложность этого утверждения (в общем случае) можно предъявлением единственного примера. Учитывая, что это не математика - немногих. Но подбирать их стоит хорошо. Это верно.

Добжанский же вызывает у меня симпатию и уважение именно тем, что осознавал природу эволюционного учения именно как учения. Обычно дискутанты на гуманистической стороне не улавливают таких тонкостей.

Reply


furrycobra November 14 2011, 04:57:55 UTC
Сегодня день открытий, однако.
Я не знала, что Шарден был католическим священником и богословом...
Читала его немного, когда училась в институте, но как-то не интересовалась биографией.

Reply

partizan_1812 November 14 2011, 13:23:13 UTC
ХехехЪ. Его книгу издали еще при соввласти БЕЗ той главы, по которой Вы бы сразу поняли, что он тянет всех в болото мракобесия и поповщины. Милые наши советские штучки.

Reply

furrycobra November 14 2011, 18:59:23 UTC
Действительно, мило.

Надо будет все-таки его внимательно почитать. Помню, что было интересно...

Reply

partizan_1812 November 14 2011, 20:06:05 UTC
Не забудьте, в советских изданиях предпоследней (или последней?) главы нет.

Reply


uri_ben_cephas November 14 2011, 23:39:06 UTC
Здравствуйте!

Написанное говорит, что эволюция - это миф (в широком смысле слова), призванный восполнить непонимание природы, также, что наблюдаемые вещи в свете этого мифа обретают смысл, и даже, что без этого света смысла не увидеть. Согласны с таким резюме?

P.S.
Надо сказать о моём отношении к эволюционному мифу: скажу аллегорически, что это тёмный свет, освещающий яркий мрак.

Reply

partizan_1812 November 15 2011, 13:48:17 UTC
Если мы придаем словам одинаковый смысл, то с резюме я вполне согласен с двумя "но".
1. Слово "миф" в силу своей неоднозначности и устоявшегося уже употребления в смысле "выдумка, сказка" вызывает излишнее напряжение у читателя. Мне больше нравится слово "учение".
2. В заметке я пытался представить позицию Добжанского. Мне же кажется, что объединяющим и придающим "сушеным фактам" смысл могло бы стать и другое воззрение; например, жизни как системы молекулярных машин. Я вполне могу представить учебник с таким параграфом:
"Существуют различные взгляды на природу многообразия жизни. Несмотря на то, что эти взгляды представляют определенный интерес, все они выходят за пределы собственно науки и обсуждаются обычно в работах, посвященных философии науки. Предмет, на котором сосредоточила свои усилия биология это многоуровневая система молекулярных машин ..."

Текст после ПС для меня слишком неоднозначен, так что никаких комментариев касательно него делать не буду.

Reply

эволюционизм - учение... c_y8_pu November 18 2011, 20:40:37 UTC
не только учение, а еще и идеология. при наличии упёртости у приверженце. ..

но это я так, в порядке бреда. мысль-то верная.

Reply

partizan_1812 November 18 2011, 21:03:40 UTC
Упертость, конечно, есть. Но у кого же ее нет?
Дело именно в статусе этих взглядов. Научная теория, которая может быть "фальсифицирована" (т.е. опровергнута)? Нет, не то. А вот система взглядов, которая сама по себе (в)ненаучна, но которая определяет направление научного поиска, задает принципы интерпретации результатов и стоит гораздо "выше" на уровне обобщения, чем теория, это пожалуй оно. А это как раз и есть "учение".
Как, например, марксизм. Тоже ведь не научная теория, но "окрашивает" все, с чем соприкасается, в характерные цвета. Это, разумеется, аналогия.

Reply


enjinrer November 21 2011, 20:25:54 UTC
Отче, а с проф. Акифьевым Вам не доводилось встречаться?

Reply

partizan_1812 November 21 2011, 20:28:48 UTC
Нет. А где он и что он?

Reply

enjinrer November 21 2011, 20:45:47 UTC
http://ap.medart.tomsk.ru/ap/document/index.tal?docid=AAkif'eAlekA2007073163480700

Выступал у нас на одной из конференций "Наука. Философия. Религия". Имел весьма оригинальный взгляд на эволюцию.

Reply

partizan_1812 November 21 2011, 20:51:10 UTC
Нет, даже не слышал.
А у Вас тексты есть (или ссылки)?

Reply


Leave a comment

Up